Лингвистический анализ текста

(Предметные недели в школе. Русский язык и литература / сост. Л. И. Косивцова. — Волгоград,.2002. — С. 35 — 36)

1.Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: поэзия, проза, драма.

2. Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.

3. Определить жанр и его основные черты.

4. Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:

а) наличие (отсутствие) абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая соотнесенность;

б) количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика поэтического произведения;

в) соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении.

5. Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:

а) фонетическая организация и ее особенности («звукопись», т. е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);

б) морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названного существительными и глаголами предмета речи и его действия, состояния);

в) синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность (разнотипность) частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели выска­зывания и эмоциональной окраске предложений);

г) образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимии, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные, просторечные, разговорные и др.);

д) особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные — ключевые слова).

6. Использование метода стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант, слова, словосочетания, обороты, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: