Теория потребительского поведения

Потребности. Под потреблением в экономическом смысле принято понимать действия людей по использованию материальных и духовных благ для удовлетворения их потребностей. Спектр экономических потребностей чрезвычайно разнообразен и практически безграничен. Потребности изменяются во времени и пространстве. Существование потребности предопределяет ее реализацию через формирование экономических интересов. Поступательно развивающаяся экономика и общество в целом изменяют и увеличивают потребности. Это обстоятельство объективно требует дифференциации потребностей и отдачи предпочтений определенным наборам и экземплярам товаров (услугам). Покупательские предпочтения могут зависеть (и не зависеть) от величины доходов и уровня цен. Предпочтения, не зависящие от доходов и цен, принято называть чистыми. Такие предпочтения еще не тождественны реальному потребительскому выбору. Желание становится выбором, а субъект - покупателем только тогда, когда предпочтения ведут к реальным покупкам по определенным ценам. Следовательно, реальные предпочтения в отличие от желаний ограничены доходом и ценами.

Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней.

Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрёл ценовую стоимость.

Возникновение теории полезности. Термин «полезность» был введён английским философом И. Бентамом. Он считал максимизацию полезности руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличивать удовольствие (счастье). При этом он руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями (субъективность, личностный характер полезности).

Максимизация полезности предполагает способность потребителя сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Во второй половине 19 века У. Ст. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас независимо друг от друга и практически одновременно предложили количественную (кардиналистскую) теорию полезности. В основе этой теории лежит предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную порядковую (ординалистскую) теорию полезности. Последняя не предполагает возможности и необходимости количественного соизмерения, достаточно сопоставимости на качественном уровне предпочтений. В 30-х годах ХХ века эта теория приобрела каноническую завершённую форму благодаря работам Р. Аллена и Дж. Хикса. Теория, основанная на предпочтениях, стала общепринятой и наиболее распространённой.

Проблема измерения полезности товаров. Недостатки количественного подхода: не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров; предельная полезность денег не постоянна, она меняется с изменением дохода, деньги не могут служить мерой полезности. Ординалисткий(порядковый) подход Утверждал, что нет необходимости в измерении полезности, при сравнении наборов благ достаточно определить уровень полезности - присвоить индекс, который позволит проранжировать наборы по степени их предпочтительности для потребит

Общая и предельная полезность. Теория потребительского поведения исходит из того, что потребителя интересует не только общая, но и предельная полезность вещи или услуги.

Общая полезность представляет собой меру общего удовлетворения потребности, получаемого от потребления набора благ либо отдельного товара или услуги.

Предельная полезность - изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, при условии, что потребление других товаров остается неизменным.

Количественный (кардиналистский) подход к измерению полезности рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом. Анализ поведения потребителя позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара. Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде:

U = f(x),

где U - полезность;
х - количество благ.

Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага. Такой подход позволяет также сопоставить прирост полезности от потребления дополнительной единицы блага с жертвами (издержками), которые придется понести ради получения этой дополнительной единицы. Кардиналистский подход имеет познавательное значение.

Но найти точные измерители полезности (как килограммы для измерения веса, метры для измерения расстояния и т.д.) невозможно. Полезность одного и того же товара для разных людей будет различна. Кроме того, субъект, вырабатывая свою потребительскую стратегию, оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов, то есть он не может однозначно указать, насколько батон хлеба полезнее молока, но в состоянии оценить, что для него полезнее: два батона и один пакет молока (первый потребительский набор) по сравнению с одним батоном и двумя пакетами молока (второй потребительский набор). Поэтому в дальнейшем была разработана ординалистская (порядковая) теория полезности.

Равенство взвешенных полезностей как условие потребительского равновесия.

Потребитель достигает максимального удовлетворения потребностей тогда, когда последние приращения эконономических благ в потреблении имеют одинаковую полезность, или, другими словами, потребитель должен определить такое сочетание экономических благ, предельные полезности которых равны.

Порядковая (ординалистская) теория полезности. является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. По настоящее время эта теория остаётся наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее довлетворение, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.

Кривая безразличия


На графике на одной оси отложено число единиц товара X, на другой — число единиц товара Y. Соединив точки А, В, С, D получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц товара X и товара Y, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т.е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 2 единиц товара X и получив 1 единицу товара Y при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и D.

Карта кривых безразличия способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов.

Карта кривых безразличия

На графике показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

U4 > U3 > U2 > U1

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Свойства кривых безразличия:

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.

Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Набор кривых безразличия образуют карту кривых безразличия, которая используется для описания предпочтения человека по всем наборам товаров.

Предельная норма замещения (MRS), еѐ экономический смысл и алгебраическое выражение. показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.

MRS = ΔY / ΔX

Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т.е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения

На графике показано, что по мере увеличения потребления товара X на каждую дополнительную единицу (ΔX) (движение от точки К к точке N) количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться (ΔY), сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает.

Таким образом, чем менее дефицитным становится товар X, тем меньшим количеством товара Y мы готовы пожертвовать.

Линия бюджетного ограничения, еѐ экономический смысл и правила построения. Каждый рациональный потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, которую он получает за счет своего бюджета.

Самые предпочтительные наборы находятся на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но «дотянуться» до такой кривой безразличия потребитель, как правило, не может. Этому мешает недостаточность его бюджета.

Все доступные конкретному потребителю товарные наборы могут быть выражены с помощью его бюджетной линии, если ее поместить в ту же систему координат, в которой находятся кривые безразличия.

Для построения бюджетной линии необходимо иметь уравнение этой линии. Его обоснование происходит следующим образом.

Пусть месячный доход потребителя составляет I (руб.). Предположим далее, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение только двух товаров Х и Y.

Его бюджетное ограничение в этом случае может быть представлено в виде следующего равенства:

I = Px ´ X + Py ´ Y. (1.18)

Смысл бюджетного ограничения, как видим, сводится к тому, что расходы потребителя на приобретение товаров Х и Y не могут превышать его дохода. Уравнение бюджетной линии выводится непосредственно из равенства (1.14). Оно имеет следующий вид:

(1.19)

На рис. 1.10 бюджетная линия изображена в виде отрезка АВ. Поскольку бюджетная линия всегда представляет собой прямую, пересекающую оси координат, то для ее построения может быть применен более простой метод. Достаточно найти лишь точки пересечения бюджетной линии с осями координат (то есть точки А и В) и соединить их прямой линией. Полученная прямая и является как раз бюджетной линией.

Рис. 1.10. Бюджетная линия

Положение точки А определяется длиной отрезков ОА, а положение точки В – длиной отрезка OВ. Каждый из этих отрезков соответствует количеству единиц товара Y или товара X, которое может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только на этот товар. В связи с этим длина отрезка ОА соответствует I / Py, а длина отрезка OB – 1/Рx. В свою очередь, наклон бюджетной линии равен коэффициенту при Х в уравнении (1.19), то есть Рх / Ру.

Все наборы из товаров Х и Y, расположенные на бюджетной линии, по своей стоимости четко соответствуют доходу потребителя I, а значит, являются доступными для него. К числу доступных относятся также все товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии. Стоимость каждого из них ниже I. Зато все наборы, находящиеся выше бюджетной линии, стоят больше I и потому являются недоступными для данного потребителя.

Причины изменения наклона и положения линии бюджетного ограничения. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо. Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево. Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии. Изменение цены одного блага приводит к изменению угла наклона бюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осями координат.

Условие равновесия потребителя - структура расходов потребителей на приобретение набора товаров, в котором максимизируется общая полезность данного набора, что имеет значение при равенстве предельных полезностей входящих в набор товаров. Изменяя условия равновесия потребителя в пользу увеличения расходов за счет одних товаров на другие товары, сам потребитель не в состоянии увеличить их общую полезность.

Реакция потребителя на изменение дохода. Увеличение дохода при фиксированных ценах делает воз­можным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия параллельно сдвигается вправо вверх. При снижении дохода — ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ.

Линия «доход- потребление». Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то мы получим кривую «доход-потребление»

На рисунке 5.15 линия ICC представляет множество всех оптимальных наборов (е, е', е") при изменении дохода потребителя (I <I'<I") и неизменном соотношении цен . Здесь линия ICC имеет положительный наклон, поскольку оба товара являются супериорными, то есть с ростом дохода возрастает и их потребление.

Когда одно из двух благ в наборе является инфериорным, то с ростом дохода потре­бление супериорного товара увеличивается, а инфериорного сокращается и, следовательно, линия ICC имеет отрицательный наклон (рис.5.16).

На основании линии «доход — потребление» можно постро­ить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

Эта кривая названа в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля, исследовавшего в конце XIX века влияние дохода на характер потребления семей.

Для супериорных товаров кривая Энгеля имеет по­ложительный наклон, но здесь возможны два варианта (рис. 5.17):

а) c увеличением дохода возрастает угол наклона кривой, что свиде­тельствует о сокращении дополнительных приобретений товара. Такой характер кривой типичен для продуктов пи­тания.

б) с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, так как возрастают дополнительные приобретения то­вара. В качестве такого товара могут выступать предметы роскоши, медицинские услуги, образование, отдых, туризм.

Возможна ситуация, когда товар при достижении опреде­ленного уровня дохода превращается из супериорного в инфериорный. Обычно с ростом дохода потребитель начинает отказываться от изделий из кожезаменителей, предпочитая натуральную кожу (рис. 5.18).

Товар X (сумка из кожезамените­ля) — супериорный при доходе меньше, чем , и инфериорный — при доходе больше. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольственные товары, снижается; доля расходов на жилье, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.

Реакция потребителя на изменение цены. Изменение цены на один из товаров при фиксированном доходе ведет к изменению угла наклона бюджетной линии (по­ворот бюджетной линии), поскольку меняется соотношение цен на товары.

Если цена на товар X последовательно сни­жается (повышается), то каждому значению цены этого товара соответствует своя бюджетная линия. Каждая бюджетная линия касается какой-нибудь кривой безразличия. Соединив точки каса­ния, мы получим линию «цена — потребление»

На рисунке 5.19 показан поворот бюджетной линии при после­довательном снижении цены на товар X с до , а также построена линия PCC.

На отрезке от до при снижении цены с до увеличение потребления товара X происходит за счет уменьшения потребления товара У. Угол наклона кривой PCC на этом интервале отрицательный. При дальнейшем снижении цены потребитель может увеличить не только потребление товара X, но и потребление товара Y, о чем свидетельствует положительный наклон кривой PСС на отрезке правее . В дальнейшем, когда цена товара X становится совсем маленькой, большая часть дохода потребителя тратится на покупку товара Y. Это показано на графике в приближении линии PСС к пунктирной линии, отражающей максимальное количество товара Y, которое может приобрести потребитель на свой доход.

На основании кривой PCC можно построить линию индивидуального спроса на товар X как функцию от его цены (рис. 5.20).

Для этого надо из точек потребительского оптимума и опустить перпендикуляры на ось абсцисс нижележащего графика, а на оси ординат отложить соответствующие значения цен товара X.

Эффект дохода и эффект замещения, их графическая интерпретация и экономические последствия. Эффект дохода - это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением покупательной способности при неизменных ценах. При этом уровень полезности возрастает, потреблению соответствует более высокая кривая безразличия. Эффект дохода может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

Эффект замещения- это изменение величины спроса на данный товар в результате изменения его цены. Эффект замещения (замены) всегда отрицателен: снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать объем его потребления, сокращая потребление другого товара. При этом уровень полезности остается неизменным.

Рассмотрим модель эффекта дохода и эффекта замены по Дж. Хиксу. Пусть исходная бюджетная линия KL имеет точку касания Е1 с кривой безразличия U1, которой соответствует объем потребления товара Х в количестве Х1 (см. рис. 7.8).

Рисунок 7.8 - Эффект замещения и эффект дохода

В случае снижения цены товара X и неизменном денежном доходе бюджетная линия займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2. Проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L’, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.

При переходе от E1 к E3 реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3. Заметим, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.

Аналогичным образом рассматривается разложение общего эффекта и для случая, когда цена товара X повышается. В нашем случае товар X рассматривался как нормальный, объем потребления которого возрастает с увеличением дохода. Но если товар Х - низшее благо, то эффект дохода будет отрицательным, а эффект замещения – положительным. Совокупный результат действия эффектов будет зависеть от доли товара в бюджете потребителя. Если низкокачественный товар занимает в бюджете потребителя небольшой удельный вес, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода в случае снижения цен. Иначе - в случае снижения цены отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на товар, несмотря на снижение цены.

Таким образом, для нормальных товаров всегда выполняется закон спроса: при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены - уменьшается. Для низших благ закон спроса выполняется не всегда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: