Трудовые ресурсы предприятия

Понятия «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал»

Трудовые ресурсы — главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая обладает физическими и интеллектуальными возможностями для производства материальных благ и услуг. К трудовым ресурсам относятся граждане как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Сущность, формирование и использование трудовых ресурсов

К трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Для мужчин трудоспособный возраст составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин - 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население. Трудоспособное население - это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в производственном процессе. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая - трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая - работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов 1 и 2 групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях народного хозяйства.

Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают экономические отношения, складывающиеся в обществе на определенном этапе его развития в процессе производства, распределения, перераспределения и использования трудоспособного населения в экономике страны.

Трудовой потенциал

Трудовой потенциал – это совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность, или возможное количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники.

Различают трудовой потенциал человека, предприятия, поколения и страны.

Трудовой потенциал человека (как отдельного лица) – совокупность его различных качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его физические, умственные и интеллектуальные возможности.

Трудовой потенциал предприятия – предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.

Трудовой потенциал региона, муниципального образования – совокупный трудовой потенциал людей разных поколений, проживающих на территории региона.

Трудовой потенциал поколения, страны – сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей (чел./лет).

Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристику.

Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период.

Качество трудового потенциала характеризуется четырьмя основными составляющими:

– физической – это показатель эффективной работоспособности, состояния здоровья;

– интеллектуальной – это показатель системы знаний и опыта подготовки квалифицированных кадров (образовательный и квалификационный состав трудовых ресурсов);

– социальной – это показатель социального, психологического и нравственного состояния общества (социальная среда, справедливость и защищенность);

– технико-технологической – этот показатель зависит от технической вооруженности.

Компоненты трудового потенциала должны в первую очередь характеризовать:

1) возможность нормальных отношений в обществе;

2) психические и физиологические возможности принятия участия в общественной деятельности;

3) способность к генерации и анализу передовых идей и методов;

4) рациональное (адекватное) поведение;

5) наличие предложения на рынке труда;

6) наличие необходимых теоретических знаний и практических умений для выполнения своих трудовых функций.

Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и высокой степени удовлетворенности работников своим трудом.

Персонал предприятия: определение потребности в кадрах.

Для определения потребности в квалифицированных кадрах используются в основном следующие методы:

Нормативный метод

Использование нормативного метода при определении потребности в квалифицированных кадрах предполагает расчет общей численности работников (рабочих и специалистов отдельно) на основе планируемого объема производства (продукции, работ, услуг) и прогрессивных норм выработки.

Нормативный метод определения общей потребности в квалифицированных кадрах целесообразно использовать при разработке перспективных и долгосрочных планов (на 5, 10 и 20 лет). Недостаток этого метода состоит в необходимости постоянного пересмотра всей системы норм и нормативов, что является сложным и трудоемким процессом.

Штатные методы

Штатный метод предполагает использование типовых схем управления производством и типовых штатных расписаний. Достоинство этого метода состоит в простоте и незначительной трудоемкости расчетов, недостаток - в перенесении сложившихся пропорций в штатных расписаниях на перспективу и в слабом учете изменяющихся потребностей производства. Целесообразно использовать при планировании развития кадров на перспективный период до 5 лет.

Балансовый метод

Этот метод используется для установления соответствующих пропорций, увязывающих потребности в квалифицированных кадрах и возможности системы образования, и реализуется путем разработки системы балансов: сводного трудовых ресурсов; дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; потребности в подготовке квалифицированных кадров; привлечения молодежи на учебу и работу.

Экономико-математические методы

Эти методы позволяют с наибольшей точностью обеспечить увязку всех сторон процесса планирования кадров и выбрать наиболее оптимальное решение. Преимущества экономико-математического моделирования в наибольшей степени реализуются в рамках автоматизированных систем управления. Недостатками рассматриваемых методов являются сложность формализации изучаемых явлений и необходимость определенных упрощений важных факторов, влияющих на процесс формирования квалифицированных кадров.

Метод экспертных оценок

Практика показывает, что специалисты, имеющие высокую квалификацию и длительный стаж работы, могут достаточно точно определить корректирующие коэффициенты, позволяющие внести поправки в показатели развития кадров, исчисленные на основе статистических моделей. В этой связи методы математической статистики следует дополнить методом экспертных оценок. Этот метод можно использовать для установления удельного веса специалистов в конкретной группе специальностей.

Метод сравнения

Суть этого метода состоит в том, что на основе анализа развития явлений и процессов в высокоразвитой системе в целом осуществляются проектировки для менее развитой системы. Например, при сопоставлении уровней развития высшего образования по отдельным экономическим районам за основу (эталон) долгосрочной перспективы подготовки специалистов берут район или город с наибольшим по стране уровнем насыщенности специалистами. Определенный интерес может также представить сравнение уровней насыщенности специалистами в нашей стране и в высокоразвитых государствах мира.

Производительность труда и ее показатели.

Производительность труда — это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ.

Производительность труда определяется количеством продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определенной работы).

Производительность труда исчисляется через систему показателей выработки и трудоемкости.

Выработка рассчитывается как частное от деления объема выполненных работ (выпущенной продукции) на численность работников (затраты труда).

Трудоемкость — делением затрат труда (численности работников) на объем работ (продукции).

Показатели выработки и трудоемкости могут исчисляться в стоимостном выражении, в нормо-часах, в натуральном выражении и в условно-натуральном.

Выработка характеризует объем работ (продукции) на единицу численности, а трудоемкость — затраты труда на единицу продукции (работы).

Производительность труда изменяется под воздействием факторов, которые могут быть внешними по отношению к предприятию и внутренними.

К внешним факторам относятся:

природные — в сложных природных условиях (туман, жара, холод, влажность) производительность труда снижается;

политические — по воле государства происходит накопление капитала в руках немногих, что приводит к массовому охлаждению к труду;

общеэкономические — кредитная, налоговая политика, системы разрешений (лицензий) и квот, свобода предпринимательства и т. д.

Внутренние факторы:

изменение объема и структуры производства;

применение достижений науки и техники в производстве;

совершенствование организации производства и управления на предприятии;

совершенствование организации и стимулирования труда.

При определении производительности труда следует различать нормативную (затраты времени по действующим нормам); плановую (планируемые затраты на единицу продукции) и фактическую трудоемкость продукции (это действительные затраты времени).

При определении производительности труда следует различать нормативную (затраты времени по действующим нормам); плановую (планируемые затраты на единицу продукции) и фактическую трудоемкость продукции (это действительные затраты времени.

Организация оплаты труда.

Под организацией оплаты труда понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение вознаграждения работников за определенное количество и качество выполненной работы и на создание материальной заинтересованности в конечных результатах труда.

Правильная оплата труда предусматривает соблюдение следующих основных принципов ее организации:

Оплата по результатам труда.

Здесь предполагается прямая увязка размера заработка с достижением определенных результатов в работе, что может обеспечиваться созданием четкого механизма вознаграждения за высокопроизводительный труд;

Простота и ясность организации заработной платы.

Необходимо, чтобы связь между зарплатой и результатом труда была доступна пониманию каждого работающего, иначе материальные стимулы будут ослаблены;

Неуклонное повышение уровня оплаты труда;

Опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы.

Соблюдение этого принципа способствует уменьшению затрат по заработной плате, расширению и обновлению производства;

Дифференциации уровня оплаты труда различных групп и категорий работающих.

Согласно этому принципу более квалифицированный, тяжелый и осуществляемый в неблагоприятных условиях, труд оплачивается более высоко и упорядочивается через отраслевое, внутриотраслевое и районное регулирование заработной платы;

Гибкость заработной платы.

Хозяйственная самостоятельность предприятий в решении вопросов оплаты труда позволяет им своевременно реагировать на все изменения в производстве и труде.

Формы и системы организации оплаты труда.

Наиболее распространенными формами оплаты труда в практике работы предприятий являются сдельная и повременная, которые находят отражение в разновидностях систем оплаты труда. Все разновидности форм и систем оплаты труда базируются на тарифной системе и нормировании труда.

Сдельная форма

При сдельной форме оплаты труда заработок работника находится в прямой зависимости от количества и качества изготовленной продукции или объема выполненных работ.

При сдельно-премиальной оплате труда работающему сверх заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение заранее установленных количественных и качественных показателей работы.

Сдельно-прогрессивная оплата труда представляет собой оплату груда по сдельным расценкам в пределах установленной нормы, а за выполнение работы сверх нормы -- по прогрессивно возрастающим сдельным расценкам. Такая оплата труда может вводиться на ограниченные сроки на тех производствах, где требуются дополнительные меры по стимулированию интенсивности труда для достижения прогрессивных норм выработки. При сдельно-прогрессивной системе заработок рабочего растет быстрее, чем его выработка.

Косвенно-сдельная оплата труда применяется обычно для оплаты труда вспомогательных рабочих, обслуживающих основное производство (наладчики, крановщики, стропальщики и др.). Заработная плата рабочего при косвенно сдельной оплате труда зависит от результата труда основных рабочих, а не от его личной выработки.

При аккордной системе оплаты труда общая сумма заработка определяется до начала выполнения работы по действующим нормам и сдельным расценкам. Сдельная расценка устанавливается сразу на весь объем работ, которые должны быть выполнены в срок.

Аккордная оплата труда стимулирует выполнение всего комплекса работ с меньшей численностью работающих и в более короткие сроки.

При коллективной сдельной системе оплаты труда заработок каждого работника поставлен в зависимость от конечных результатов работы всей бригады, участка и т.д.

Повременная форма

Повременная форма оплаты труда применяется при невозможности или нецелесообразности установления количественных параметров труда; при этой форме оплаты труда работник получает заработную плату в зависимости от количества отработанного времени и уровня его квалификации. Заработная плата при простой повременной системе начисляется по тарифной ставке работника данного разряда за фактически отработанное время.

Повременно-премиальная система оплаты труда представляет собой сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям о премировании работников.

При окладной системе оплата труда производится не по тарифным ставкам, а по установленным месячным должностным окладам. Система должностных окладов используется для руководителей, специалистов и служащих.

Должностной месячный оклад -- абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью. Окладная система оплаты труда может предусматривать элементы премирования за количественные и качественные показатели.

45. Финансовое планирование.

Объект планирования и задачи финансового планирования.

Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия. Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовые планы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансового плана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

Конкретной задача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом по государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовых ресурсов государства.

Основными задачами финансового планирования являются:

Обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание уровня запаса сырья, материалов);

Своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетными фондами;

Обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;

Выявление резервов роста доходов предприятия;

Оптимизация использования прибыли;

Определение дивидендной политики;

Поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Цель финансового планирования конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, внешних условий (курс рубля, уровень инфляции и т.д.).

Виды финансового планирования.

В зависимости от прогнозируемого периода движения финансовых ресурсов финансовые планы делятся на: перспективные (стратегические); годовые (текущие); оперативные.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства и является главной формой реализации поставленной цели.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от 1 до 3 лет. Однако такой временной интервал носит чисто условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объема финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности.

Разработка финансовых стратегий представляет собой особую область финансового планирования и является составной частью общей экономической стратегии развития.

Основой текущего финансового планирования является годовой финансовый план (бухгалтерский баланс). Он составляется на финансовый год, который совпадает с календарным годом – с 1 января по 31 декабря.

При составлении годового финансового плана учитываются особенности налогообложения на планируемый год, взаимоотношения с бюджетом, наличие льгот и др.

Годовой финансовый план разбивается поквартально и помесячно, т.к. в течение года потребности в денежных средствах значительно могут меняться: в какой-то период времени может быть их недостаток, а в какой-то – избыток.

Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность оттоков и притоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы денежных средств.

Таким образом, текущее (годовое) финансовое планирование является основой формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

Оперативное финансовое планирование используется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия, а поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития предприятия, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

Оперативный финансовый план включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и расчёта потребностей в краткосрочном кредите.

При оперативном финансовом планировании конкретизируются показатели годового финансового плана. На практике оперативный финансовый план называют «платёжным календарём», который составляется на предстоящий краткосрочный период времени (месяц, декада, пятидневка).

В оперативном финансовом плане отражаются наличие денежных средств и направления их использования на самую ближайшую перспективу. Делается это с целью маневрирования собственными и заёмными денежными ресурсами для обеспечения нормальной работы субъекта хозяйствования.

Однако составление оперативных планов позволяет не только своевременно выявить недостаток денежных средств, но и определить источники покрытия временных разрывов в наличии финансовых ресурсов и контролировать ход выполнения годового финансового плана.

Методы финансового планирования.

Нормативный метод

Данный метод предполагает расчет планового показателя на основе заранее установленных норм и нормативов. В финансовом планировании используется целая система финансовых нормативов: федеральные, субъектов Федерации, местные, отраслевые, внутрифирменные и т. д. Они позволяют предприятиям более точно рассчитывать финансовые показатели. Так, зная норматив и объемный показатель, можно рассчитать значение показателя в плановом периоде.

Балансовый метод состоит в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Применение балансового метода призвано обеспечить сбалансированность доходов и поступлений с расходами и отчислениями, т.е. соответствие источников финансовых ресурсов и финансирования за счет них. Для рационального использования всех источников финансовых ресурсов организации необходима полная сбалансированность объемов финансирования каждого расхода на основе распределения каждого источника. Использование балансового метода в процессе финансового планирования определяет характер составления финансового плана. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды — фонд накопления, фонд потребления и др.

Расчетно-аналитический метод состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод финансового планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчетно-аналитический метод широко применяется, например, при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления и резервный фонд.

Метод экономико-математического моделирования при финансовом планировании позволяет найти количественное выражение взаимосвязей финансовых показателей и факторов, их определяющих. Эта связь выражается в экономико-математической модели. Она представляет собой математическое отображение финансового процесса, зависимость совокупности факторов, характеризующих структуру и закономерности данного финансового процесса. Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из следующих этапов:

изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости;

расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от основных факторов;

разработка различных вариантов плановых значений финансового показателя;

анализ и экспертная оценка перспективных значений финансового показателя;

принятие финансового планового решения и выбор оптимального варианта.

Статический

Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, в этом случае будут статическими, т.к. доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня продаж.

Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности.

Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенос их на будущее

Цель такого прогноза - показать, к каким результатам можно сделать в будущем, если двигаться к нему с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом

Прогноз определяет ожидаемые варианты экономического развития исходя из гипотезы, что основные факторы и тенденции прошлого периода сохранятся на период прогноза или что можно обосновать и учесть напр рямок их изменений в рассматриваемой перспективе Подобная гипотеза выдвигается исходя из инертности экономических явлений и процессов.

Автоматический метод.

Автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

Этапы проведения финансового планирования.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1. анализ выполнения финансового плана за отчетный год и текущий год;

2. расчет плановых показателей;

3. составление финансового плана на очередной год и после­дующие два года (плановый период).

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравнения их с фактическими показателями;

выявить резервы увеличения доходов;

разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов;

рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

- горизонтальный анализ (сравнение плановых показателей с фактическими и плановых показателей за текущий год с пла­новыми показателями за отчетный год);

- вертикальный анализ (определение структуры плана, доли от­дельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты);

- трендовый анализ (выявление тенденций изменения динами­ки финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет и на этой основе прогнози­рование показателей на плановый период);

- факторный анализ (выявление влияния отдельных факторов на финансовые показатели).

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Они делятся на

утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и

расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в плановом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Финансовая политика.

Содержание и задачи финансовой политики.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

Содержание финансовой политики

Содержание финансовой политики определяется:

- соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций, регулирующей роли государства в области финансов.

- разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу.

- осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

Задачи финансовой политики

Задачами финансовой политики являются:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Для решения задач, предусмотренных финансовой политикой, необходимо:

обеспечение принятия решений по большинству мероприятий финансовой политики

на уровне министерств и ведомств в соответствии с их компетенцией;

определение ответственных исполнителей по основным мероприятиям финансовой

политики за конкретным министерством или ведомством, разрабатывающим

календарный план по их реализации и перечень необходимых правовых актов, а

также несущим ответственность за исполнение этих мероприятий;

обеспечение публичности процесса выработки предложений по решению

определенных финансовой политикой задач с участием общественности, научных и

экспертных кругов;

разработка предложений о принятии дополнительных мер по реализации

нормативных правовых актов;

создание рабочих групп по разработке нормативных документов с включением в них независимых экспертов, представителей бизнеса и общественности.

Составляющие финансовой политики:

Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами.

Налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

Таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.
Ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Социальная политика - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Взаимосвязь финансовой и кредитно-денежной политики.

В решении задач ускоренного экономического роста, реализации социальных программ на основе стабильной денежной единицы взаимодействие между денежно-кредитной и финансовой политикой имеет важнейшее значение. Будучи органической частью экономической политики, денежно-кредитная и финансовая политика обеспечивают развитие национальной экономики как единой системы.

Как денежно-кредитная, так и финансовая политика, обеспечивая единство воспроизводственного процесса, вместе с тем концентрируются на задачах разных его стадий.

Финансовая политика, обслуживая стадию распределения общественного продукта, тесно связана с бюджетным механизмом, формированием доходов государственных субъектов, регулированием минимального уровня оплаты труда, налогообложением юридических и физических лиц.

Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, эмитировании платежных средств, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов.

Взаимодействие между денежно-кредитной и финансовой политикой проявляется при этом не только на функциональном, но и на институциональном уровне, на уровне взаимоотношений между банками и финансовыми учреждениями на финансовом рынке. Наиболее ярко взаимодействие банковской и финансовой систем проявляется на макроуровне в сфере денежного оборота, в сфере пополнения каналов денежной массы. Многое здесь зависит (применяя старый термин) от отлаженности финансово-кредитного механизма, от той модели развития, которая принята в обществе.

Специфика финансовой политики государства и финансовой политики хозяйствующих субъектов.

Финансовая политика государства является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Основу финансовой политики государства составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Основой финансовой политики организации является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждого субъекта хозяйствования (например, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности активов и собственного капитала и др.).

Эти аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового, налогового и управленческого учета и анализа.

Целью финансовой политики является оптимизация решений финансирования и инвестирования.

Приоритетной задачей оперативного управления финансами организации является обеспечение ее ликвидности и финансовой устойчивости. Весомым аргументом в пользу поддержания достаточной ликвидности баланса служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Все стратегические и тактические решения проверяют на предмет того, способствуют ли они сохранению финансового равновесия или нарушают его.

Для сохранения платежеспособности и ликвидности баланса организации целесообразно эффективно управлять его денежными потоками (притоком и оттоком денежных средств). Денежные средства – наиболее дефицитный ресурс в рыночной хозяйственной системе, и успех организации во многом определяется способностью ее руководства постоянно генерировать денежные потоки. Поэтому проблема планирования и контроля денежных потоков имеет для организации приоритетное значение.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Эффективность как уровень достижения наилучшего результата при наименьших затратах измеряется показателями финансовой эффективности работы подразделений каждого в отдельности и в целом.

Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика России на современном этапе ее развития.

Современная финансовая политика — составная часть социально-экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются государственными органами исполнительной власти во главе с Президентом Российской Федерации и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также при разработке, принятии решения о бюджете муниципального образования и его реализации органами местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период.

Основные приоритеты развития России на долгосрочную перспективу.

• последовательное повышение уровня жизни населения;

• снижение социального неравенства;

• сохранение культурных ценностей;

• обеспечение независимой и достойной России роли в мировом сообществе.

Для реализации этих целей в ближайшее десятилетие должны быть решены многие социальные, макроэкономические, структурно-инвестиционные, конституционные, финансовые и другие задачи.

Первая задача.

Преодоление послекризисного спада уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, повышения оплаты труда в соответствии с ростом его производительности, обеспечения эффективности уровня занятости трудоспособного населения.

Вторая задача.

Создание условий для достижения роста производства преимущественно за счет интенсивных факторов, т.е. на основе модернизации и повышения эффективности экономики.

Необходимые условия реализации этой задачи:

• защита прав собственности;

• наличие эффективной финансовой системы, способной перераспределять капитал;

• макроэкономическая стабильность, обеспечивающая низкие положительные процентные ставки и удержание низкой инфляции, на основе реструктуризации соответствующих отраслей и формирования рынков на их продукцию и услуги.

Третья задача. Нормализация функционирования и воспроизводства производственно-технологического аппарата. Необходимо расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.

Четвертая задача. Формирование институциональной среды, которая стимулировала бы экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики.

Пятая задача. Неукоснительное выполнение государством своих финансовых обязательств и превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики. В первую очередь это касается повышения эффективности расходования бюджетных средств, что особенно важно в условиях, когда увеличение непроцентных расходов затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Шестая задача. Укрепление экономических основ федерализма, что подразумевает упрочение единого экономического пространства на основе приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональными уровнями.

Седьмая задача. Осуществление денежно-кредитной политики, направленной на поддержание возможно более низкого инфляционного фона, не подрывающей мотивации к сбережению и инвестированию; обеспечение предсказуемой динамики валютного курса, низких положительных процентных ставок, а также сбалансированного денежного предложения и спроса.

Достижение реальных результатов по этим направлениям должно привести к сохранению положительных тенденций в экономике, снижению инфляции, нормализации денежного обращения, увеличению доходов бюджета и в конечном счете к стабилизации и повышению уровня жизни населения, снижению его дифференциации по доходам, в том числе и в региональном разрезе.

Органы управления финансами, их функции.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство.

Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

Министерство финансов: Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

Участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов

функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной

власти организует работу по составлению проекта федерального бюджета, обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным.

Основными задачами Счетной палаты являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета,

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах,

Кроме того ФНС РФ:

Представляет в соответствии с законом Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;

Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение заявлений.

Функциональный, правовой и организационный аспекты в управлении финансами.

Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенных результатов. Управление присуще любой человеческой деятельности, в т.ч. и финансам.
Финансы – один из активных экономических рычагов, влияющих на экономику, исходя из тех функций, которые присуще данной категории. Но в данном случае речь идет об использовании финансов не в качестве экономического рычага. В сфере управления совокупность финансовых отношений выступает как объект управленческой деятельности.

Субъектом управления являются организационные структуры, которые и управляют финансовыми отношениями.
В соответствии с классификацией финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы выделяют объекты управления:
1. финансы органов государственной власти и местного.самоуправления.
2. финансы хозяйствующих субъектов.
Каждой сферой финансовой системы управляют соответствующие организационные структуры.

В сфере государственных и муниципальных финансов – это законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов федерации и исполнительные и представительные власти органов местного самоуправления.
На уровне субъектов хозяйствования – это финансовые органы или финансовые структуры коммерческих и некоммерческих организаций, а также высший уровень управления этими организациями (Совет директоров, Собрание акционеров – в АО, Собрание учредителей – в ООО).
Выделяют функциональные элементы управления финансами, к которым традиционно относя следующие:
а) планирование:
В ходе планирования и субъекты хозяйствования, и органы гос власти и представители власти органов местного самоуправления всесторонне оценивают состояние своих финансовых ресурсов, выверяют возможности их увеличения и рационального использования. Управленческие решения на данной стадии базируются на финансовой информации. Финансовая. информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
б) оперативное управление - комплекс мер, разработанных на основе складывающейся в текущий момент ситуации и направленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат за счет перераспределения финансовых ресурсов с целью решения те

в) контроль - данный этап управления финансами, нельзя назвать заключительным, т.к. он осуществляется и на предыдущих стадиях и позволяет оценить выполнение плановых заданий на основе компактного анализа и выявить резервы роста финансовых ресурсов, н

Финансовый контроль. Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением норм права в процессе движения финансовых ресурсов.

Значение финансового контроля заключается в своевременном получении информации о ходе процесса управления финансами на макро и микро уровне, о выявленных нарушениях для принятия ответных управленческих действий. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

·проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

·проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

·проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

·выявлении внутренних резервов производства;

·устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

45. Финансовое планирование

Объект планирования и задачи финансового планирования.

Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия. Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовые планы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансового плана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

Конкретной задача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом по государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовых ресурсов государства.

Основными задачами финансового планирования являются:

Обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание уровня запаса сырья, материалов);

Своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетными фондами;

Обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;

Выявление резервов роста доходов предприятия;

Оптимизация использования прибыли;

Определение дивидендной политики;

Поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Цель финансового планирования конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, внешних условий (курс рубля, уровень инфляции и т.д.).

Виды финансового планирования.

В зависимости от прогнозируемого периода движения финансовых ресурсов финансовые планы делятся на: перспективные (стратегические); годовые (текущие); оперативные.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства и является главной формой реализации поставленной цели.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от 1 до 3 лет. Однако такой временной интервал носит чисто условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объема финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности.

Разработка финансовых стратегий представляет собой особую область финансового планирования и является составной частью общей экономической стратегии развития.

Основой текущего финансового планирования является годовой финансовый план (бухгалтерский баланс). Он составляется на финансовый год, который совпадает с календарным годом – с 1 января по 31 декабря.

При составлении годового финансового плана учитываются особенности налогообложения на планируемый год, взаимоотношения с бюджетом, наличие льгот и др.

Годовой финансовый план разбивается поквартально и помесячно, т.к. в течение года потребности в денежных средствах значительно могут меняться: в какой-то период времени может быть их недостаток, а в какой-то – избыток.

Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность оттоков и притоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы денежных средств.

Таким образом, текущее (годовое) финансовое планирование является основой формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

Оперативное финансовое планирование используется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия, а поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития предприятия, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

Оперативный финансовый план включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и расчёта потребностей в краткосрочном кредите.

При оперативном финансовом планировании конкретизируются показатели годового финансового плана. На практике оперативный финансовый план называют «платёжным календарём», который составляется на предстоящий краткосрочный период времени (месяц, декада, пятидневка).

В оперативном финансовом плане отражаются наличие денежных средств и направления их использования на самую ближайшую перспективу. Делается это с целью маневрирования собственными и заёмными денежными ресурсами для обеспечения нормальной работы субъекта хозяйствования.

Однако составление оперативных планов позволяет не только своевременно выявить недостаток денежных средств, но и определить источники покрытия временных разрывов в наличии финансовых ресурсов и контролировать ход выполнения годового финансового плана.

Методы финансового планирования.

Нормативный метод

Данный метод предполагает расчет планового показателя на основе заранее установленных норм и нормативов. В финансовом планировании используется целая система финансовых нормативов: федеральные, субъектов Федерации, местные, отраслевые, внутрифирменные и т. д. Они позволяют предприятиям более точно рассчитывать финансовые показатели. Так, зная норматив и объемный показатель, можно рассчитать значение показателя в плановом периоде.

Балансовый метод состоит в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Применение балансового метода призвано обеспечить сбалансированность доходов и поступлений с расходами и отчислениями, т.е. соответствие источников финансовых ресурсов и финансирования за счет них. Для рационального использования всех источников финансовых ресурсов организации необходима полная сбалансированность объемов финансирования каждого расхода на основе распределения каждого источника. Использование балансового метода в процессе финансового планирования определяет характер составления финансового плана. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды — фонд накопления, фонд потребления и др.

Расчетно-аналитический метод состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод финансового планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчетно-аналитический метод широко применяется, например, при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления и резервный фонд.

Метод экономико-математического моделирования при финансовом планировании позволяет найти количественное выражение взаимосвязей финансовых показателей и факторов, их определяющих. Эта связь выражается в экономико-математической модели. Она представляет собой математическое отображение финансового процесса, зависимость совокупности факторов, характеризующих структуру и закономерности данного финансового процесса. Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из следующих этапов:

изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости;

расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от основных факторов;

разработка различных вариантов плановых значений финансового показателя;

анализ и экспертная оценка перспективных значений финансового показателя;

принятие финансового планового решения и выбор оптимального варианта.

Статический

Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, в этом случае будут статическими, т.к. доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня продаж.

Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности.

Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенос их на будущее

Цель такого прогноза - показать, к каким результатам можно сделать в будущем, если двигаться к нему с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом

Прогноз определяет ожидаемые варианты экономического развития исходя из гипотезы, что основные факторы и тенденции прошлого периода сохранятся на период прогноза или что можно обосновать и учесть напр рямок их изменений в рассматриваемой перспективе Подобная гипотеза выдвигается исходя из инертности экономических явлений и процессов.

Автоматический метод.

Автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

Этапы проведения финансового планирования.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1. анализ выполнения финансового плана за отчетный год и текущий год;

2. расчет плановых показателей;

3. составление финансового плана на очередной год и после­дующие два года (плановый период).

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравнения их с фактическими показателями;

выявить резервы увеличения доходов;

разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов;

рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

- горизонтальный анализ (сравнение плановых показателей с фактическими и плановых показателей за текущий год с пла­новыми показателями за отчетный год);

- вертикальный анализ (определение структуры плана, доли от­дельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты);

- трендовый анализ (выявление тенденций изменения динами­ки финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет и на этой основе прогнози­рование показателей на плановый период);

- факторный анализ (выявление влияния отдельных факторов на финансовые показатели).

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Они делятся на

утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и

расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в плановом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: