Теория спроса и предложения

Закон спроса— величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Кривая спроса. Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар.

Ценовые и неценовые факторы спроса. Основным фактором, влияющим на размер совокупного спроса, является уровень цен, который определяет форму кривой совокупного спроса. Ценовой фактор выражается в действии трех эффектов:

Эффект процентной ставки. При неизменном денежном предложении рост уровня цен приводит к тому, что макросубъектам требуется большее количество денег для совершения сделок, растет спрос на деньги, а, следовательно, и цена денег – процентная ставка. Увеличение процентной ставки приводит к сокращению текущего потребления (сбережения становятся предпочтительней), а также к сокращению инвестиционного спроса. Следовательно, рост уровня цен приводит к сокращению величины совокупного спроса.

Эффект богатства. Рост уровня цен делает держателей финансового богатства беднее, поэтому их расходы начинают сокращаться (размер совокупного спроса уменьшается).

Эффект импортных закупок. Рост уровня цен в данной стране относительно уровня цен в других странах приводит к относительному удорожанию отечественных товаров. Следовательно, экспорт товаров данной страны сокращается, а импорт увеличивается. Чистый экспорт сокращается, что ведет к сокращению объема совокупного спроса.

На совокупный спрос влияют неценовые факторы. В этом случае меняется не размер совокупного спроса, а сам совокупный спрос. Действие неценовых факторов выражается в сдвиге кривой AD вправо (если совокупный спрос увеличивается) и влево (если совокупный спрос сокращается). К неценовым факторам относятся:

· изменения в потреблении домашних хозяйств (денежные доходы, потребительские ожидания, ставки налогов);

- изменения инвестиционных расходов (процентная ставка, налоги, новые технологии);

· изменения в государственных расходах;

Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

K o — коэффициент эластичности спроса

Q — процент изменения количества продажи

P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

Перекрестная эластичность спроса - это отношение процентного изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).

Формула перекрестной эластичности выглядит так:

:

Возможны три случая:

Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на белый хлеб вызывает спрос на черный хлеб. Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам. Например, рост цен на бензин вызовет уменьшение спроса на смазочное масло. Нулевая перекрестная эластичность характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Например, мебель и обувь, автомобиль и хлеб.

Факторы, влияющие на эластичность спроса.

Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар. Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Практическое использование коэффициентов эластичности: при проведении ценовой политики; при определении объема продаж. Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке. Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев. Такой коэффициент называется коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой. В случае эластичного спроса повышение цены ведет к снижению выручки продавца, поскольку незначительное повышение цены вызывает значительное снижение объема продаж. В случае неэластичного спроса повышение цены ведет к увеличению выручки продавца, поскольку значительное повышение цены вызывает незначительное увеличение объема продаж.

Предложение. Закон предложения - при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Кривая предложения. График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Второй фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Ценовые и неценовые факторы предложения.Величина предложения товара зависит от ряда факторов. 1) на величину предложения товара воздействует выручка продавца от реализации конкретного товара за определенное время на конкретном рынке. Поэтому этот фактор совокупно учитывает цену и количество продаж товаров. Значит, высокая цена на товар не всегда выгодна продавцу, поскольку может снижать количество продаж товаров. Снижение же количества сделок на рынке уменьшает общую выручку продавца.

2) на величину предложения конкретного товара влияет конъюнктура рынка. Если существует рынок продавца (мало продавцов и много покупателей, когда продавцы диктуют цену и условия продажи товара), то конъюнктура рынка оказывается благоприятна для продавца. Объем продаж товаров устойчив и даже растет одновременно с ростом цен. Если же формируется рынок покупателя (мало покупателей и много продавцов, когда покупатели диктуют продавцам цену и условия продажи товара), то экономическая конъюнктура такого рынка для продавцов характеризуется как низкая. Тогда продавцы начинают конкурировать за привлечение покупателя, цена падает. По мере падения цены продавцы убирают часть товара из продажи, снижается предложение данного товара.

3) величину конкретного предложения товара на рынке определяют условия реализации этого товара, наличие специального рынка, возможность хранить товар на рынке и прочее. Поэтому предложение конкретных товаров может зависеть от наличия специализированных рынков, а может определяться развитостью универсального рынка, когда покупатели будут предъявлять спрос на различные товары и в наборе товаров приобретать и данный конкретный товар. Развитие логистических схем в современных условиях положительно воздействует на рост предложения товаров.

Неценовыми факторами, воздействующими на величину предложения товара на рынке, являются:

1) затраты на ресурсы, с ростом которых увеличиваются общие затраты производителя, растет цена производителя и бывшая ранее рыночная цена не стимулирует продавца к наращиванию предложения товаров. Значит, должна расти и рыночная цена. То есть происходит переход неценового фактора динамики предложения товара в ценовой фактор этой динамики;

2) технология производства, изменение которой, как правило, связано с техническим прогрессом, с изменением организации производства, с подготовкой новых работников, с изменением квалификации уже занятых на производстве. Иначе говоря, изменение технологии производства вызывает новые затраты производителя, но обеспечивает рост производительности труда;

3) налоги и дотации влияют на величину предложения различно. При росте налогового бремени происходит рост цены производителя на товар. Это трансформируется в рост рыночной цены на товар. Снижение налогового бремени продавца или производителя не всегда адекватно проявляется в снижении рыночной цены. Могут снижаться налоги, но цена не уменьшаться. Снижение налогов может проявляться в том, что производитель будет совершенствовать производство товаров, а продавец сможет больше предлагать товаров. Примерно также (только с обратным знаком) воздействуют дотации на предложение товаров;

4) цены на другие товары влияют на предложение определенного товара тем, что спрос покупателя переключается на эти товары при снижении цен на них, при росте качества этих товаров, возникновении моды на такие товары. Поэтому спрос как бы «отвлекается» от данного товара, переключается на иные товары;

5) ожидания изменения цен на рынке вызывает увеличение предложения или сокращение предложения при соответствующей ситуации. То есть пока на рынке цены не изменились, но психологическое ожидание изменения цен вызывает экономические действия динамики предложения;

6) число продавцов на рынке соотносится со степенью развития монополизма рынка определенного товара. При монополистическом рынке продавец регулирует предложение товара, исходя из своих интересов роста дохода от продажи товаров.

В реальной ситуации ценовые и неценовые факторы предложения взаимодействуют.

Эластичность предложения - показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

K m — коэффициент эластичности предложения

G — процент изменения количества предлагаемого товара

F — процент изменения цены

Факторы, влияющие на эластичность предложения. Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:

Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.

Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.

Индивидуальные вкусы потребителей.

Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.

Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

Рыночное равновесие. ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена и равновесный объем товара. Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

Излишек потребителя — это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить (P1), и той суммой, которую он реально уплатил (P).

Излишек потребителя представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка.

По словам А. Маршалла:

Излишек потребителя — это избыток цены, которую потребитель готов был заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

Излишек потребителя

На графике показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный потребительский излишек представлен заштрихованной площадью PEP1.

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Излишек производителя. это разница между рыночной ценой (P1) и предельными издержками выпускаемой продукции, показывающие минимальную цену (P0) при которой фирма еще производила бы каждую дополнительную единицу продукции.

Неравновесное состояние рынка: дефицит, избыток. Дефицит – ситуация на рынке, при которой объем спроса больше объема предложения при данном уровне цены.

Вышеуказанный график показывает, что при цене P1 объем спроса превышает объем предложения. При указанной цене предложения продавцов не достаточно, чтобы покрыть желание покупателей купить товар. Отрезок (Qd - Qs) является размером дефицита. Рыночное равновесие в этом случае находится в точке 0, то есть на рынке покупатеся и продается товар в объеме Qs по цене P1.
В случае дефицита на рынке продавцы, чувствуя, что при данной цене величина спроса превышает величину предложения, будут иметь стимулы продавать больше товара по большей цене. Если на рынке не будет ограничений, то такая ситуация не продлиться долго, поскольку расторопные продавцы воспользуются наличием дефицита для достижения своих интересов в получении прибыли. Существующие продавцы захотят продать больше товара по более высокой цене, и тогда вырастет величина предложения. Результатом будет увеличение объема продаж на дефицитном рынке при росте цены. Так работает «невидимая рука» рынка: преследуя свои интересы, продавцы в то же время удовлетворяют интересы покупателей.
Но дефицит может сохраняться и длительное время, если рост цены на рынке ограничен. Как мы увидим чуть позже, это может случаться в силу государственного регулирования рынков, например, когда государство ограничивает цены от роста. Чем плох дефицит? Очевидный ответ что покупатели не могут удовлетворить свои потребности. Но также, и часть фирм, которая могла продать товар на рынке по более высокой цене, не имеет стимулов это делать. Результатом существования хронического дефицита является перекос стимулов в экономике. Когда цены ограничены от роста, а за товаром образуются длинные очереди, продавец не заинтересован в конкуренции за счет повышения качества продукта и уровня обслуживания. В этом случае продавец престает заботиться о качестве товара, начинает работать «формально». Магазины в экономиках дефицита начинают работать поздно и заканчивают рано, продавцы обслуживают медленно, в магазинах наблюдаются длинные очереди. За примером ходить далеко не нужно, достаточно вспомнить экономику Советского Союза.
Одним из последствий хронического дефицита является возникновение теневого рынка. Если товар нельзя купить по более высоким официальным ценам, то предприимчивые торговцы, при наличии неудовлетворенного спроса, будут иметь стимулы для продажи товара на теневом рынке по более высоким неофициальным ценам. В дефицитной экономике Советского Союза существовало и процветало множество институтов теневого рынка, таких как продажа «из под полы», продажа по связям и договоренностям.
Рассмотрим простую модель теневого рынка. Пусть имеется рынок с имеющимся ограничением максимального уровня цены (потолок цены), и как следствие, с устойчивым дефицитом:

При существующем потолке цен P1 объем покупок и продаж на рынке равен QS, то есть минимальному из объемов спроса и предложения, а размер дефицита равен (Qd - QS). В этом случае продавцы могут обнаружить, что на рынке присутствует неудовлетворённый спрос, и будут иметь стимулы насытить его по цене, превышающей установленное ограничение. При этом продавцы будут продавать товар по цене не ниже набора цен своей кривой предложения. В этом случае теневой рынок может быть представлен заштрихованным на графике треугольником. Любая точка, находящаяся в этом треугольнике, удовлетворяет желаниям покупателей купить и желаниям продавцов продать товар.

Избыток (затоваривание) - ситуация на рынке, при которой объем предложения больше объема спроса при данном уровне цены.

Наличие избытка объясняется тем, что существующая на рынке цена, по тем или иным причинам, оказывается выше возможной равновесной. Например, это может быть в силу наличия ограничения на минимально допустимый уровень цены (ценовой пол). Как мы увидим позднее, это может быть одной из мер государственного регулирования рынков. В этом случае объем предложения оказывается больше объема спроса, и на рынке возникает затоваривание (избыток). Его размер равен (Qs - Qd). В этом случае на рынке продается и покупается объем Qs по цене P1. То есть как и в случе с дефицитом, объем продаж равен меньшему из объемов спроса и предложения.

В ситуации избытка товара, как и в случае дефицита, может возникнуть теневой рынок. В данном случае часть продавцов будет иметь стимулы продавать товар по ценам ниже официально установленных, то есть «в тени»
Как в случае избытка, так и в случае дефицита, объем продаж на рынке всегда равен минимальному значению из величины спроса и величины предложения (объему спроса в случае избытка и объему предложения в случае дефицита).

Влияние налогов и субсидий на экономическое равновесие. Вмешательство внешних сил в действие закона спроса и предложения может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Последствия введения налога.

Несмотря на то что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 доQ2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.

Рис. 4.5. Последствия введения субсидий.

Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: