И на все другие части света и не объединятся все в одну великую республику, связанную одними общими интересами

Р. Оуэн

Однако эти неудачи не смогли поколебать коллек­тивистского идеала. В 1830—1840-е гг. появились но­вые теории социализма. Французский историк Луи Блан призывал создавать кооперации, надеясь, что они вытеснят частные предприятия. П.-Ж. Прудон, типографский наборщик, которому принадлежала знаменитая фраза: «Собственность — это кража», предлагал вернуться к мелкотоварному производству и натуральному обмену. Этьен Кабэ, автор утопии «Путешествие в Икарию», рисовал процветающее коммунистическое общество, в котором полностью от­сутствует частная собственность. Возникали и теории христианского социализма.

Подобно Сен-Симону и Фурье, социалисты 1830— 1840-х гг., как правило, были сторонниками мирных путей перехода к гармоничному обществу. Основой для этого была просветительская вера в человека, ко­торый способен совершенствовать и себя, и окружа­ющий мир. Гуманистический пафос звучит в словах Кабэ: «Богатые такие же люди, как и бедняки. Они на­ши братья...» Но при этом от просветителей была усво­ена и другая идея: все проблемы гармонизации мира и личности решались только за счет изменения социаль­ных отношений.

Идея коммунизма. На волне интереса к социоло­гии, а также к политэкономии в социалистической мысли появилось новое направление — марксизм. Первые работы К. Маркса и Ф. Энгельса были написа­ны еще в начале 1840-х гг., но окончательно марксизм оформился в 1847 г., когда был издан «Манифест ком­мунистической партии». Основоположники марксиз­ма выделили в историческом процессе одну доминан­ту — социально-экономическое развитие. Вся исто­рия предстала как смена способов производства, начиная с первобытнообщинного и рабовладельческо­го и заканчивая коммунистическим, происходящая (после эпохи первобытности) через острую классовую борьбу.

Марксизм внес существенный вклад в изучение за­кономерностей исторического процесса, его этапности и динамики, в разработку политэкономии капитализ­ма. Но при этом история рассматривалась односторон­не — она превратилась в историю экономического раз­вития и политической борьбы. Человек — главный ге­рой истории — предстает в марксизме прежде всего как представитель того или иного класса, той или иной социально-экономической структуры. И в этом смысле является своего рода абстракцией. Такое абст­рагирование в принципе естественно, если речь идет о социологии, но марксизм претендовал на роль универ­сальной, всеохватывающей системы знаний, объяс­няющей законы мира в целом.

Классики марксизма исходили из реального исто­рического опыта прошлого и настоящего: ведь исто­рия не дала ни одного примера гармонического обще­ства, в котором соблюдались бы интересы каждого. Кроме того, они ориентировались на чисто практиче­скую цель — консолидацию рабочего класса во имя свершения революции. Но получалось, что марксизм обращался не к человеку вообще, а к его классовому сознанию, подменяя им общегуманистические ценнос­ти. Классовым сознанием объяснялись поведение че­ловека (точнее, капиталиста или рабочего), его жиз­ненные цели.

Марксизм сыграл важную роль в развитии соци­ал-демократического и рабочего движения — этой но­вой социальной силы, которая начиная с 1840-х гг. за­являла о себе все более активно. Важным шагом было создание I Интернационала — Международного содру­жества рабочих (1864). Однако лидирующего положе­ния в социал-демократии марксизм не занял. Движе­ние в основном пошло по пути реформ, борьбы парла­ментскими средствами в рамках существующего строя. Наименьшим успехом учение Маркса пользова­лось в тех странах, где издавна сложились возможнос­ти для диалога власти и общества (Англия, США). И наоборот, в полуфеодальных Германии и России, где власть всегда была склонна к тоталитарной политике, марксизм находил благодатную почву.

Итак, в духовной жизни XIX в. проявились две главные тенденции. Обе они в конечном счете осно­вывались на неприятии современного общества со всеми его недостатками. Однако выводы были сдела­ны разные: социалистические учения и марксизм ставили целью изменение прежде всего социаль­но-экономических отношений и считали человека лишь их «продуктом». Направление «нигилистиче­ское» делало главную ставку на личность, сумев от­крыть в ней неведомые прежде глубины. Но, предла­гая человеку полагаться на самого себя, отрицало моральные ценности, выработанные за долгую исто­рию человечества, и возможность переустройства об­щества.

Вопросы и задания

1. Почему в XIX в многие философы разочаровались в идеалах Просвещения9 Какую роль здесь сыграла Французская революция и ее результаты9

2. Вспомните, как относились просветители к возможности преобразовать мир Что противопоставили этому романтики9 Где романтики искали свой идеал9 Объясните почему Как представляли романтики идеальное государство и идеального человека9 Что их не устраивало в образе буржуа, который был создан в XVIII в 9 Почему9 Согласны ли вы с романтиками в их критике буржуазного идеала9

3. Как А Шопенгауэр объяснял сосуществование добра и зла в мире9 Почему его теория полностью несовместима с те­ориями прогресса общества9

4. За что А Шопенгауэр, М Штирнер и Ф Ницше критико­вали современное им общество и его мораль9 Что отличает Шо­пенгауэра от Штирнера и Ницше в отношении к нормам тради­ционной морали9 К каким последствиям может привести попыт­ка встать над добром и злом, с вашей точки зрения9 Как вы сами представляете истинно свободного человека9 Обязатель­но ли при этом нужно быть свободным от моральных норм и чув­ства долга9 Какую роль в духовной жизни Запада в XIX в сыгра­ли открытия 3 Фрейда в области психоанализа9

5. Попытайтесь объяснить, что нового внесли все эти фило­софы в представление о мире, обществе и человеке по сравне­нию с философией XVIII в

6. Какими социально-экономическими причинами мож­но объяснить возрождение коллективистских идеалов в XIX в 9 Как были связаны теории социалистов-утопистов с идеями просветителей о гуманном, разумно устроенном обществе и гармоничном человеке9 Что отличало марксизм от учений соци­алистов-утопистов9 Какой вклад внес марксизм в изучение ис­тории, в развитие социал-демократического и рабочего движе­ния9 Как практическая ориентация марксизма (на классовую борьбу и пролетарскую революцию) повлияла на его этические нормы9

Почему марксизм приобрел особую популярность именно в тех странах, где конфликт между властью и обществом был наи­более острым9

§7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: