Приоритеты государственной политики в сфере общего исторического образования

Государственная политика в сфере исторического образования в средней школе направлена на решение двух важнейших задач.

Первая задача – обеспечить условия для актуализации исторической памяти, культурной преемственности поколений, формирования национально-гражданской идентичности (самосознания) молодых россиян на основе осмысления относительно устойчивой традиционной версии истории Российской государственности, которая в данном случае рассматривается как объединяющая россиян «ценностная платформа».

Вторая задача – обеспечить условия для формирования у школьников способности к восприятию исторической информации, становления социально-гражданской компетенции школьников, что подразумевает овладения приемами исторического анализа, формирование исторического мышления.

Проблемы «исторической политики» и исторического образования в России находятся в фокусе общественного внимания. Осмысление взаимосвязи политики, социальной памяти и образования является актуальной проблемой для российского общества, которое частично утратило советскую идентичность, болезненно переживает системную трансформацию как ответ на вызовы глобализации.

В конце XX – начале XXI века в ряде стран Европы и на постсоветском пространстве были предприняты попытки пересмотреть традиционные исторические версии и оценки ключевых событий новейшей истории России, истории сопредельных стран, в частности, истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Эти действия были классифицированы государственными структурами России как «попытки фальсификации истории России» и негативно восприняты российской общественностью, политическим классом, средствами массовой информации. Противодействие этим попыткам является актуальной задачей системы школьного исторического образования. Эта проблема сложна и деликатна. Ряд историков считает, что более точным понятием с позиции исторической науки является понятие фальсификации исторических источников, на которых базируются версии историков. Для более эффективного противодействия попыткам фальсификации источников и доминирующей в научном сообществе историков версии истории России советуем педагогам обратиться к тексту нашего авторского пособия для учителей, в котором рассматривается широкий спектр вопросов, связанных с феноменом фальсификации истории.[5]

Проблема обеспечения научной достоверности, объективности содержания учебников истории остается актуальной задачей государственной политики. Президент РФ В.В. Путин 19 февраля 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям высказался в поддержку создания единых учебников истории. Учитывая методологическое значение этого предложения, приведем его текст. «Возможно, - сказал В.В. Путин, - стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».[6]

На встрече со студентами Балтийского федерального университета (г. Калининград) Президент РФ подчеркнул, что речь идет о повышении качества образования, о придании нашему образованию более инновационного характера[7].

Выступления Президента России В.В. Путина обозначили политический курс государства в отношении подготовки учебников истории, а в более широком плане – в области исторического образования в контексте государственной политики.

В истории России это далеко не первая попытка утвердить единый подход к общему историческому образованию. Ярчайшим примером единого государственного подхода к школьному историческому образованию в ХХ веке можно считать советскую модель подготовки единых учебных программ по истории, единых школьных учебников истории, которые проходили обязательное утверждение на высшем политическом и государственном уровнях.

В современной России вопрос о «едином учебнике истории» неоднократно обсуждался на разных уровнях. После встречи Президента РФ В.В. Путина с педагогами участниками Всероссийской научно-практической конференции[8] в июне 2007 г. в порядке реализации высказанных на встрече предложений был создан учебник по новейшей Истории России 1945-2007 гг., авторский коллектив которого возглавил А.В. Филиппов (так называемый «Филипповский учебник»). Учебник в целом вызвал скорее негативную реакцию со стороны научного и педагогического сообществ. Причины этого восприятия учебника были обусловлены, в первую очередь, идеологическими акцентами авторской концепции учебника. Ряд замечаний к учебнику А.В. Филиппова были обусловлены авторской интерпретацией некоторых ключевых событий истории советского периода (культ личности Сталина, система Гулага, роль административной системы в СССР и др.).

Однако сама идея создания системы «единых учебников по отечественной истории» как преемственной линии учебников, построенных на основе единой научно-обоснованной концепции, была одобрена на уровне высшего политического руководства страны. Эта идея имеет сторонников на разных уровнях общества – от властных структур до учителей, родителей. Вопрос о целесообразности введения в школе системы единых учебников по отечественной истории периодически возникал как в профессиональном сообществе, так и в общественной среде. Запрос педагогов, родителей обусловлен трудностями, с которыми сталкиваются учителя и школьники при работе с вариативными учебниками, построенными на разных научных основаниях, на базе разных методологических концепций. В условиях подготовки к ЕГЭ эти трудности вариативного обучения усугубляются.

Педагогическая среда отражает общественные процессы, ситуацию в обществе в целом. В обществе нет мотивированного запроса на формирование исторического мышления. Исследовательские методы обучения с критическим анализом источников, вариативное историческое образование как инструмент развития мышления - остаются приоритетом только наиболее подготовленных творчески работающих педагогов. Значительная часть общества ориентирована на академическую модель исторического образования с приоритетом знаний и воспроизводства учебной информации. Эта позиция разделяется большинством родителей. Именно эта общественная позиция позволяет говорить о целесообразности построения единых линий учебников по отечественной и всеобщей (зарубежной) истории.

В условиях суверенной российской государственности в многонациональном поликультурном обществе актуальной и значимой проблемой является поиск факторов, которые могут укрепить общероссийскую идентичность, самосознание граждан России, школьников. Одним из таких факторов является система исторического образования, призванная обеспечить условия для решения названных выше задач.

По итогам заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ от 19 февраля 2013 г. согласно пункту 5 Перечня поручений Президента РФ была сформирована рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, опубликована «Дорожная карта» по подготовке единых учебников истории для средней школы».[9]

В рабочую группу вошли государственные и общественные деятели, известные историки, преподаватели истории. Состав рабочей группы был утвержден решением Президиума Российского исторического общества от 5 апреля 2013 г. и для информации общественности размещен на сайте Минобрнауки России.[10] Руководитель группы - председатель Российского исторического общества, Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин, заместители руководителя - министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, министр культуры РФ В.Р. Медынский, научный руководитель группы – директор Института всеобщей истории РАН, академик А.О. Чубарьян.

Рабочей группой разработан проект Концепция нового УМК по отечественной истории, частью которого является Историко-культурный стандарт (ИКС). Подготовленный рабочей группой Историко-культурный стандарт был размещен на сайте «История России» для профессионального обсуждения. [11]

Обсуждение первой редакции Историко-культурного стандарта проходило на портале «История России» со 2 июля по 9 сентября 2013 г. и носило довольно острый дискуссионный характер. В ходе обсуждения пользователи ресурса опубликовали около 100 постов и внесли более 200 предложений и замечаний. Результаты обсуждения были переданы в Рабочую группу, в Министерство образования и науки РФ. В итоге была подготовлена вторая редакция ИКС как компонента Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Вторая доработанная версия ИКС прошла широкую профессиональную и общественную экспертизу. Обсуждение продолжалось до 24 октября 2013 г. и получило логическое завершение на Всероссийском совещании учителей и обществознания.

24 октября 2013 г. в Министерстве образования и науки РФ состоялось Всероссийское совещание учителей истории и обществознания, посвященное обсуждению проекта концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящего в её состав проекта историко-культурного стандарта (ИКС). Участники совещания в целом высказались в поддержку подготовленного проекта концепции и стандарта. После последних редакторских правок материалы были представлены Президенту РФ В.В. Путину.

Дальнейший порядок действий по реализации поручения Президента РФ В.В. Путина определен «Дорожной картой» по подготовке единых учебников истории России для средней школы». В итоге на основе единой концепции к началу 2015-2016 учебного года были подготовлены новые учебники истории. К началу 2015-2016 учебного года новые учебники по отечественной истории начали поступать в школы России. Отметим, что в системе образования России развивается такой относительно новый феномен, как электронные учебники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: