Основные аппараты электрического оборудования это:
- контакторы
- реле
- выключатели
- пакетные переключатели
- кнопки
- тумблеры
- ………….
Все эти аппараты есть коммутирующими элементами электрической цепи.
Контакторы и реле это аппараты с косвенным (дистанционным) приводом, а выключатели, пакетные переключатели, кнопки, тумблеры это аппараты с прямым (ручным) приводом. На вагонах метро есть исключение – КВ это групповой контактор цепи управления с прямым приводом.
Рассмотрим более подробно контакторы и реле – основные аппараты СЦ с косвенным (дистанционным) приводом.
Косвенные (дистанционные) приводы это:
- электромагнитный привод
- электропневматический привод (односторонний и двухсторонний)
- электродвигательный привод
Контакторы от реле отличаются тем, что реле имеют однородные контакты, а контакторы имеют неоднородные контакты.
Контакты контакторов разделяют на основные и блокировочные.
Основные и блокировочные контакты контакторов коммутируют, как правило, разные электрические цепи, но могут и одну.
По количеству основных контактов контакторы делят на групповые и индивидуальные.
Например,
- если контактор имеет один основной контакт, то это индивидуальный контактор;
- если контактор имеет два и более основных контактов, то это групповой контактор.
Количество блокировочных контактов контактора на его характеристику не влияет.
В индивидуальных контакторах вагонов метро с косвенным (дистанционным) приводом используются такие приводы:
- электромагнитный привод;
- электропневматический односторонний привод.
В групповых контакторах вагонов метро с косвенным (дистанционным) приводом используются такие приводы:
- электропневматический двухсторонний привод;
- электродвигательный привод.
При классификации контакторов их относят к той электрической цепи, в которой используются их основные контакты.
Поэтому контакторы, которые используются в электрических цепях вагонов метро делятся на:
- контакторы СЦ;
- контакторы СВЦ;
- контакторы ЦУ;
Если учесть все условия классификации контакторов, то их можно разделить на:
- индивидуальные контакторы СЦ с электромагнитным приводом;
- индивидуальные контакторы СЦ с электропневматическим односторонним приводом;
- индивидуальные контакторы СВЦ с электромагнитным приводом;
- индивидуальные контакторы ЦУ с электромагнитным приводом;
- групповые контакторы СЦ с электропневматическим двухсторонним приводом;
- групповые контакторы СЦ с электродвигательным приводом;
- групповые контакторы ЦУ с электромагнитным приводом.
При этом необходимо запомнить, что в электрических аппаратах и электрических цепях вагонов метро:
- электропневматический односторонний привод используются только в индивидуальных контакторах СЦ;
- электропневматический двухсторонний привод используются только в групповых контакторах СЦ;
- групповые контакторы в СВЦ не используются.
Приводы и контакторы выполняют такие действия в зависимости от количества положений:
- включаются;
- отключаются;
- переключаются, т.е. изменяют свои положения.
Для того чтобы контактор выполнил какие-то действия необходимо в ЦУ что-то изменить с питанием привода:
- замкнуть цепь питания катушки (катушек) его привода;
- разомкнуть цепь питания катушки (катушек) его привода;
При включении индивидуального контактора, в которого два положения основной контакт замыкается, а блокировочные контакты изменяют свои положения, т.е.:
- нормально-замкнутые б/к - размыкаются;
- нормально-разомкнутые б/к - замыкаются.
При изменении положения группового контактора, в которого общее количество положений более двух - основные и блокировочные контакты изменяют свои положения согласно с диаграммой замыкания контактов данного аппарата.
Диаграмма замыкания основных и блокировочных контактов групповых контакторов, в которых общее количество положений более двух может быть в виде:
- в виде таблицы;
- в графическом виде;
- диаграмма замыканий контактов заложена в наименование (обозначение) контактов в соответствующей части электрической схемы.
В большинстве реле электрического оборудования вагонов метро используются электромагнитный привод за исключение теплового реле и пневматических реле.
При классификации реле их относят к той электрической цепи, в которой установлена их катушка привода.
Поэтому реле, которые используются в электрических цепях вагонов метро делятся на:
- реле СЦ;
- реле СВЦ;
- реле ЦУ;
Электромагнитный привод реле может иметь не одну катушку, а несколько.
Если катушек несколько, то реле классифицируются по самой высоковольтной катушке.
Две и более катушек электромагнитного привода реле устанавливаются между собой встречно (когда Ф1 - Ф2) или согласно (когда Ф1 + Ф2).
Катушки приводов реле также различают по конструкции:
- токовая катушка выполнена с проводника большого поперечного сечения, имеет малое количество витков, витки изолированы друг от друга воздушной изоляцией (уставка привода реле на включение регулируется по величине тока);
- катушка напряжения выполнена с проводника малого поперечного сечения, имеет большое количество витков, катушка имеет межвитковую и корпусную изоляции (уставка привода реле на включение регулируется по величине напряжения);
Все реле имеют выдержку времени на отключение, т. е. после снятия питания с катушки привода реле отключается с задержкой. Если в работе схемы необходимо использовать эту выдержку времени, то привод таких реле дополнительно оборудуется короткозамкнутым витком и механизмом для регулировки времени задержки. Если реле должно отключатся без задержки после снятия питания с катушки привода, то в электромагнитном приводе таких реле используется шихтованный сердечник.
Контакты реле всех цепей коммутируют только цепи управления.
Если контакты контакторов или реле размыкают электрическую цепь под нагрузкой, т.е. в момент прохождения по ним тока, то их дополнительно оборудуют дугогасительной системой.
Косвенные приводы аппаратов могут создавать такие положения контакторов и реле:
- нормальное положение;
- заданное положение;
- исходное положение;
- последнее положение.
Эти положения характеризуются следующим образом:
1. Нормальное положение.
Это положение создаётся приводами у которых только два положения и есть механический возврат. Из рассмотренных косвенных приводов аппаратов вагонов метро по два положения имеют три типа приводов – это электромагнитный и оба электропневматических, а механический возврат имеют только два из них:
- электромагнитный привод;
- электропневматический односторонний привод.
Механический возврат (отключение) в этих приводах обеспечивают усилия «включающих» пружин или собственный вес якоря (подвижной части привода).
В нормальное положение аппараты переходят при снятии питания с катушек приводов.
2. Заданное положение.
Это положение создаётся приводами, у которых только два положения. Из числа рассмотренных это приводы:
- электромагнитный привод;
- электропневматический односторонний привод;
- электропневматический двухсторонний привод.
В заданном положении аппараты находятся при запитанных катушках приводов.
3. Последнее положение.
Это положение создаётся приводами, у которых нет механического возврата и не на всех положениях используется «цепь возврата». Последнее положение могут иметь групповые контакторы с приводами:
- электропневматический двухсторонний привод;
- электродвигательный привод.
«Последнее положение» - это положения аппаратов, в которых они остаются при снятии питания с катушек приводов.
В этом положении аппараты находятся до повторной подачи питания на катушки приводов с целью перевода их в заданное или «исходное положение».
4. Исходное положение.
Это положение создаётся приводами, у которых нет механического возврата. Исходное положение могут иметь групповые контакторы с приводами:
- электропневматический двухсторонний привод;
- электродвигательный привод.
В исходное положение аппараты переходят с «Последнего положения» при подаче питания на катушки приводов по специальным цепочкам ЦУ, которые принято называть цепями возврата аппаратов.