Фильтрат после отмывки асфальтенов от смол и масел присоединяют к основному фильтрату, полученному при фильтровании асфальтенов. Отогнав растворитель (петролейный эфир), остаток переносят в колбу Энглера и отгоняют бензиновые фракции до 200°С. Определяют выход отбензиненной нефти в граммах.
В адсорбционную колонку (рисунок 16) насыпают силикагель (весовое отношение отбензиненной нефти к силикагелю должно составлять 1:16, а в случае высокосмолистых нефтей - от 1:20 до 1:30.), силикагель уплотняют постукиванием по колонке деревянной палочкой. Пропитывают силикагель гексаном или петролейным эфиром в количестве 200-250 мл (для высокопарафинистых нефтей применяют колонку с подогревом до 35°С.).
Заливают в резервуар разбавленный этим же растворителем в отношении 1:3 исследуемый образец отбензиненной нефти. Скорость ввода продукта в сорбент не должна превышать 100 - 120 мл/ч. Это достигается регулированием (с помощью крана) скорости отбора растворителя, которым пропитан силикагель. После того как исходный продукт полностью впитается в силикагель, приступают к десорбции.
Для десорбции масел в резервуар колонки заливают смесь бензола (15 %) и бензиновой фракции 60-80°С (85 %) в количестве 750 мл, и одновременно снизу колонки начинают отбор элюента со скоростью 300 - 400 мл/ч.
Для выделения нейтральных смол смолистые вещества сначала элюируют бензолом в количестве 400-450 мл. Для выделения кислых смол используют спиртобензольную смесь в количестве 200-250 мл. Элюенты бензольных и спиртобензольных смол отбирать до тех пор, пока снизу колонки не пойдет неокрашенный растворитель.
Растворители отгоняют на водяной бане, применяя в случае бензола отгонный аппарат с разъемной трубкой.
Для окончательного высушивания масел через систему с помощью капилляра, вставленного в тубус отгонной колбы, пропускают азот. После отгонки основной массы растворителя смолы переносят в тарированные стаканчики и сушить до постоянной массы в вакуум-сушильном шкафу при 70°С.