Цель занятия: сформировать представление о морально-этических проблемах, возникающих в экспериментальной биологии и медицине при проведении научных исследований на животных.
Задачи:
1. Дать представление об основных этических и правовых проблемах проведения исследований на животных, работе и роли этических комитетов.
2. Воспитывать принципы гуманного отношения к животным в учебной и профессиональной деятельности биолога.
3. Познакомить студентов с гуманными методами исследований на животных и альтернативами опытам на животных.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебный фильм «Подопытная парадигма».
Ход работы:
1. Актуализация знаний студентов (тестирование).
2. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Подопытная парадигма», посвящённая нравственно-этическим проблемам проведения экспериментов на животных.
3. Экскурсия в лабораторию исследования нейронной активности (20 мин), краткое ознакомление с современными гуманными методами исследований на моллюсках и млекопитающих.
|
|
4. Сделать выводы по итогам обсуждения вопросов семинара.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Экспериментальная биология и медицина.
2. Этические и правовые проблемы проведения научных исследований на животных.
3. История проведения исследований на животных в биологии и медицине. Значение опытов на животных для науки.
4. Международные документы по регулированию исследований на животных.
5. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи.
6. Отношение «человек и животное» – прямая и обратная связь. Проблема права и долга в отношении к животным.
7. Механистическая и натуралистическая парадигма.
8. Павлов и Лоренц: проблема поведения животных как пример противостояния подходов. Принцип «Watch no touch».
9. Гуманность при работе с животными. Принцип «трёх R» (reduce, refine, replace). Проблема физических и нравственных страданий у животного.
10. Альтернатива опытам на животных в образовании и научных исследованиях.
11. Проблема владения животными.
Литература для подготовки к занятию:
1. Лопатин П. В. Биоэтика: учебник для вузов / Лопатин П. В., Карташова О. П.; под ред. П. В. Лопатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Биомедицинская этика: практикум / Под общ. ред. С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн.: БГМУ, 2011. – 255 с.
3. Введение в биоэтику: учеб. пособие / А. Я. Иванюшкин, В. Н. Игнатьев, Р. В. Коротких и др. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.
4. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 12: Биоэтическое обеспечение инновационного развития биомедицинских технологий: сб. науч. статей / под ред. П. Д. Тищенко. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. – 106 с.
5. Сгречча Э. Биоэтика: учебник / Э. Сгречча, В. Тамбонс; [пер. с итал. В. Зелинского, Н. Костомаровой]. – М.: ББИ, 2002. – 413 с.
6. http://www.bioethics.ru – биоэтический форум.
7. http://www.pravo.gov.ru/ips.html – информационно-правовая система «Законодательство России».