Этические требования к исследователям и специалистам в области биологических и медицинских наук

Цель занятия: сформировать представление об этических требованиях, предъявляемых в современном обществе к исследователям и специалистам в области биологических и медицинских наук.

Задачи:

1. Рассмотреть этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности учёного, биолога и врача.

2. Формировать чувство нравственной ответственности у студентов за результаты своей будущей профессиональной деятельности.

3. Дать представление об основных принципах и правилах профессиональной этики в биологии и медицине.

4. Изучить международные документы, регулирующих этику профессиональной деятельности в биологии и медицине.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, фрагменты учебных фильмов «Фальшивые лекарства», «Идеи из будущего» (фрагмент о стволовых клетках), «Открытия в медицине».

Ход работы:

1. Просмотреть фрагмент учебного фильма «Фальшивые лекарства».

2. Обсудить этические проблемы, возникающие при распространении лекарственных препаратов и биодобавок.

3. Просмотр фрагментов учебных фильмов «Идеи из будущего» (фрагмент о стволовых клетках), «Открытия в медицине», посвящённых современным научным открытиям и технологогиям в биологии и медицине.

4. Оформить протокол занятия.

5. Сделать выводы о существующих ситуациях сложного морального выбора в современном обществе, решением которых занимается биоэтика.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Классическая биомедицинская этика (деонтология), история её становления.

2. Нюрнбергский процесс (дело врачей).

3. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), Совет Европы и их документы по медицинской этике.

4. Основные этические требования, предъявляемые к исследователям и специалистам в области биологических и медицинских наук.

5. Морально-этические правила профессионального поведения медицинского работника, исследователя.

6. Правило правдивости.

7. Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

8. Правило конфиденциальности.

9. Правило информированного согласия.

Литература для подготовки к занятию:

1. Лопатин П. В. Биоэтика: учебник для вузов / П. В. Лопатин, О. П. Карташова; под ред. П. В. Лопатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Биомедицинская этика: практикум / Под общ. ред. С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн.: БГМУ, 2011. – 255 с.

3. Введение в биоэтику: учеб. пособие / А. Я. Иванюшкин, В. Н. Игнатьев, Р. В. Коротких и др. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.

4. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 12: Биоэтическое обеспечение инновационного развития биомедицинских технологий: сб. науч. статей / под ред. П. Д. Тищенко. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. – 106 с.

5. Сгречча Э. Биоэтика: учебник / Э. Сгречча, В. Тамбонс; [пер. с итал. В. Зелинского, Н. Костомаровой]. – М.: ББИ, 2002. – 413 с.

6. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы / И. В. Силуянова // Спец. Вып. Журн. «Медицинское право и этика». – 2001. – № 1.

7. http://www.bioethics.ru – биоэтический форум.

8. http://www.pravo.gov.ru/ips.html – информационно-правовая система «Законодательство России».

9. http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/164.htm – Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Овьедо, 4 апреля 1997 года).

10.http://www.morphology.dp.ua/_pub/MORPHOLOGY/Declaration_of_Helsinki.pdf – Хельсинская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации.

11. http://www.med-pravo.ru/Ethics/seventh1.htm – Международный кодекс медицинской этики.

12. http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm – Этический кодекс врача России.

13. http://med-pravo.ru/Ethics/VowRDoctor.htm – Клятва врача России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: