Цель занятия: сформировать представление об этических требованиях, предъявляемых в современном обществе к исследователям и специалистам в области биологических и медицинских наук.
Задачи:
1. Рассмотреть этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности учёного, биолога и врача.
2. Формировать чувство нравственной ответственности у студентов за результаты своей будущей профессиональной деятельности.
3. Дать представление об основных принципах и правилах профессиональной этики в биологии и медицине.
4. Изучить международные документы, регулирующих этику профессиональной деятельности в биологии и медицине.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, фрагменты учебных фильмов «Фальшивые лекарства», «Идеи из будущего» (фрагмент о стволовых клетках), «Открытия в медицине».
Ход работы:
1. Просмотреть фрагмент учебного фильма «Фальшивые лекарства».
2. Обсудить этические проблемы, возникающие при распространении лекарственных препаратов и биодобавок.
|
|
3. Просмотр фрагментов учебных фильмов «Идеи из будущего» (фрагмент о стволовых клетках), «Открытия в медицине», посвящённых современным научным открытиям и технологогиям в биологии и медицине.
4. Оформить протокол занятия.
5. Сделать выводы о существующих ситуациях сложного морального выбора в современном обществе, решением которых занимается биоэтика.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Классическая биомедицинская этика (деонтология), история её становления.
2. Нюрнбергский процесс (дело врачей).
3. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), Совет Европы и их документы по медицинской этике.
4. Основные этические требования, предъявляемые к исследователям и специалистам в области биологических и медицинских наук.
5. Морально-этические правила профессионального поведения медицинского работника, исследователя.
6. Правило правдивости.
7. Правило уважения неприкосновенности частной жизни.
8. Правило конфиденциальности.
9. Правило информированного согласия.
Литература для подготовки к занятию:
1. Лопатин П. В. Биоэтика: учебник для вузов / П. В. Лопатин, О. П. Карташова; под ред. П. В. Лопатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Биомедицинская этика: практикум / Под общ. ред. С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн.: БГМУ, 2011. – 255 с.
3. Введение в биоэтику: учеб. пособие / А. Я. Иванюшкин, В. Н. Игнатьев, Р. В. Коротких и др. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.
4. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 12: Биоэтическое обеспечение инновационного развития биомедицинских технологий: сб. науч. статей / под ред. П. Д. Тищенко. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. – 106 с.
|
|
5. Сгречча Э. Биоэтика: учебник / Э. Сгречча, В. Тамбонс; [пер. с итал. В. Зелинского, Н. Костомаровой]. – М.: ББИ, 2002. – 413 с.
6. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы / И. В. Силуянова // Спец. Вып. Журн. «Медицинское право и этика». – 2001. – № 1.
7. http://www.bioethics.ru – биоэтический форум.
8. http://www.pravo.gov.ru/ips.html – информационно-правовая система «Законодательство России».
9. http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/164.htm – Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Овьедо, 4 апреля 1997 года).
10.http://www.morphology.dp.ua/_pub/MORPHOLOGY/Declaration_of_Helsinki.pdf – Хельсинская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации.
11. http://www.med-pravo.ru/Ethics/seventh1.htm – Международный кодекс медицинской этики.
12. http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm – Этический кодекс врача России.
13. http://med-pravo.ru/Ethics/VowRDoctor.htm – Клятва врача России.