Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.
В группе среднего учебного заведения:
1. на l-й стадии идет процесс знакомства.
Формируются представления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет - преподаватель;
2. 2-я стадия - период формирования групповых норм.
В процессе обшения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;
3. 3-я стадия - стадия конфликта.
Возникают столкновения между отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями;
4. 4-я стадия сбалансированности завершает переход от конфликтности к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления групповой солидарности и сплоченности;
5. 5-я стадия - сложившейся группы возникновение сложившейся группы с ярко выраженным чувством «Мы »; появляются общегрупповые цели, ориентированные на учебу;
|
|
6. 6-я стадия эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (группа напоминает счастливую семью);
7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости:
группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.
Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития.
Процесс сплочения группы.
На процесс сплочения могут влиять:
- эмоциональная привлекательность членов группы;
- возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сходство членов группы между собой;
- предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;
- особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;
- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе;
- стиль руководства.
ВЫВОДЫ
1. Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.
2. Основные характеристики группы:
|
|
- состав,
- структура,
- групповые процессы,
- статусы и роли членов,
- система групповых ожиданий,
- групповые нормы,
- система санкций.
3. Выделяют
- условные и реальные группы,
- лабораторные и естественные,
- большие и малые,
- большие стихийные и большие устойчивые,
- малые развитые и малые становящиеся.
4. Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Социометрические статусы в малой группе:
- «звезды»,
- высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные члены,
- изолированные,
- пренебрегаемые, отверженные.
5. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус.
6. Власть в группе реализуется через руководство и лидерство.
Выделяют стили руководства
- авторитарный,
- демократический
- и попустительский.
7. Можно выделить следующие групповые процессы:
- процесс группового давления,
- процесс развития группы,
- процесс сплочения группы,
- процесс принятия группового решения.
8. Каждый человек хотя бы раз в жизни должен принять или отвергнуть групповые нормы. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения называется конформизмом. Он бывает внешним и внутренним. Конформизм зависит от
- пола, возраста,
- самооценки,
- от размера группы,
- от необходимости публично заявлять свое мнение, наличия хотя бы ешё одного несогласного, значимости для человека высказываемого мнения и людей, его высказывающих.
9. Процесс развития группы может включать в себя стадии
1. знакомствa;
2. формирования групловых норм;
3. конфликта;
4. сбалансированности;
5. сложившейся группы;
6. эмоциональных отношений;
7. групповой зрелости.
10. Сплоченность группы зависит от
- эмоциональной привлекательности членов группы;
- степени их сходства;
- мотивов взаимодействия;
- групповых целей;
- удовлетворенности членов группы групповой деятельностью и своим статусом в группе;
- стиля руководства.