Процесс развития группы

Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.

В группе среднего учебного заведения:

1. на l-й стадии идет процесс знакомства.

Формируются представ­ления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет - преподаватель;

2. 2-я стадия - период формирования групповых норм.

В процессе обшения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориенти­рована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;

3. 3-я стадия - стадия конфликта.

Возникают столкновения меж­ду отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с пре­подавателями;

4. 4-я стадия сбалансиро­ванности завершает переход от конфликтности к сбалансиро­ванности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления груп­повой солидарности и сплоченности;

5. 5-я стадия - сложившейся группы возникновение сложившейся группы с ярко выра­женным чувством «Мы »; появляются общегрупповые цели, ори­ентированные на учебу;

6. 6-я стадия эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоцио­нальная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (груп­па напоминает счастливую семью);

7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости:

группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональ­ной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.

Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уров­ня развития.

Процесс сплочения группы.

На процесс сплочения могут влиять:

- эмоциональная привлекательность членов группы;

- возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сход­ство членов группы между собой;

- предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;

- особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;

- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой дея­тельностью и своим положением в группе;

- стиль руководства.

ВЫВОДЫ

1. Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

2. Основные характеристики группы:

- состав,

- структура,

- группо­вые процессы,

- статусы и роли членов,

- система групповых ожида­ний,

- групповые нормы,

- система санкций.

3. Выделяют

- условные и реальные группы,

- лабораторные и есте­ственные,

- большие и малые,

- большие стихийные и большие устой­чивые,

- малые развитые и малые становящиеся.

4. Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном лич­ном общении. Социометрические статусы в малой группе:

- «звез­ды»,

- высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные члены,

- изолированные,

- пренебрегаемые, отверженные.

5. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус.

6. Власть в группе реализуется через руководство и лидерство.

Выделяют сти­ли руководства

- авторитарный,

- демократический

- и попустительский.

7. Можно выделить следующие групповые процессы:

- процесс груп­пового давления,

- процесс развития группы,

- процесс сплочения груп­пы,

- процесс принятия группового решения.

8. Каждый человек хотя бы раз в жизни должен принять или отвергнуть групповые нормы. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения называется конформизмом. Он бывает внешним и внутренним. Конформизм за­висит от

- пола, возраста,

- самооценки,

- от размера группы,

- от необ­ходимости публично заявлять свое мнение, наличия хотя бы ешё одного несогласного, значимости для человека высказываемого мнения и людей, его высказывающих.

9. Процесс развития группы может включать в себя стадии

1. зна­комствa;

2. формирования групловых норм;

3. конфликта;

4. сбалансиро­ванности;

5. сложившейся группы;

6. эмоциональных отношений;

7. груп­повой зрелости.

10. Сплоченность группы зависит от

- эмоциональной привлека­тельности членов группы;

- степени их сходства;

- мотивов взаимо­действия;

- групповых целей;

- удовлетворенности членов группы груп­повой деятельностью и своим статусом в группе;

- стиля руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: