Глава 1. Понятие и уголовно-процессуальное регулирование производства проверки показаний на месте

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие и уголовно-процессуальное регулирование производства проверки показаний на месте. 5

Глава 2. Психологическая тактика производства проверки показаний на месте 13

Глава 3. Проблемы, возникающие при производстве проверки показаний на месте 24

Заключение. 31

Список использованных источников. 32

Введение

Актуальность исследования. Тенденции развития и изменения уголовно-процессуального законодательства, которые вытекают из концепции судебно-правовой реформы в России, нашли свое воплощение в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 июля 2002 года. В частности, в нем впервые в России закреплено такое следственное действие, как проверка показаний на месте (ст. 194 УПК РФ).

Несмотря на то, что проверка показаний на месте события не была предусмотрена УПК РСФСР 1960 г. как самостоятельное следственное действие, она широко применялась и применяется в практике органов внутренних дел.

Практика применения данного следственного действия и история его становления убеждают в том, что оно обладает самобытной познавательной природой и является необходимым элементом системы следственных действий. Его цель - не только исследовать и восполнить имеющиеся, но и получить новые доказательства, относящиеся как к составу расследуемого преступления, так и к обстоятельствам, способствовавшим его совершению.

В современных условиях проблема данного исследования носит актуальный характер. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов и непрекращающиеся споры по ним.

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как: Аубакирова А.А., Белкин Р.С., Власенко Н.В., Гуковская Н.И., Еникеев М.И., Ефимичев П.С., Курьянова Ю.Ю., Лившиц В.Я., Новиков С.А., Рубан А.С., Уваров В.Н., Фирсов Е.П., Цуцкова Е.К., Шейфер С.А. и др.

К исследованию тактики производства проверки показаний на месте обращались Р.С. Белкин, Н.В. Власенко, В.В. Степанов, В.Н. Уваров, М.Н. Хлынцов и др.

Объектом исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе производства и психологических особенностях проверки показаний на месте в стадии предварительного расследования.

Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие производство проверки показаний на месте.

Цель исследования - на основе анализа специальной литературы выявить психологические особенности производства проверки показаний на месте.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- провести уголовно-процессуальный анализ производства проверки показаний на месте.

- изучить тактику и психологические особенности, возникающие при производстве проверки показаний на месте.

В основу исследования положены исторический, сравнительно-правовой, формально логический, системно структурный, конкретно-социологический и другие методы исследования.

Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В заключении содержатся основные положения и выводы проведенного исследования.

Глава 1. Понятие и уголовно-процессуальное регулирование производства проверки показаний на месте

В России первое упоминание о проверке показаний на месте относится к XV в. Данное действие стало широко применяться в конце 50-х гг. XX столетия, а юридическое (законодательное) закрепление оно получило лишь в УПК РФ, вступившем в действие с 1 июля 2002 г. Это объясняется тем, что в науке отсутствовало единство взглядов на сущность и природу данного следственного действия.

Проверка показаний на месте - следственное действие, состоящее в получении на месте происшествия от ранее допрошенного лица объяснений о проверяемых обстоятельствах расследуемого события, которые это лицо сопровождает показом на объекты, предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует как свои отдельные действия, так и действия других участников события.

В результате это следственное действие органически сочетает в себе рассказ (об обстановке и обстоятельствах интересующего следствие события), показ (каких-либо объектов, деталей обстановки и др.) и демонстрационные действия в подтверждение сказанного и показанного, позволяющие судить о правдивости или ложности ранее данных показаний[1].

Достаточно развернутое определение данному следственному действию дает Е.П. Фирсов[2]. Проверка показаний на месте - это следственное действие, которое заключается в получении показаний от ранее допрошенного лица об обстановке и обстоятельствах расследуемого события; узнавании и указании этим лицом определенных мест (маршрутов, объектов), связанных с расследуемым событием; осмотре (исследовании) установленных мест (маршрутов, объектов); демонстрации лицом, чьи показания проверяются, отдельных действий; сопоставлении показаний и действий с фактической обстановкой установленных мест (маршрутов) и иными обстоятельствами расследуемого события в целях проверки имеющихся и получения новых доказательств, имеющих значение для расследуемого уголовного дела.

Основания и порядок производства проверки показаний на месте регламентируются ст. 194 УПК РФ.

Проверка показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на заранее обозначенном месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия. Постороннее вмешательство в ход проверки и наводящие вопросы, одновременная проверка показаний нескольких лиц недопустимы[3].

УПК РФ (ст. 194) четко сформулировал цель этого следственного действия: для установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, показания, ранее данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием[4].

Основными задачами проверки показаний на месте являются: проверка и уточнение доказательств, содержащихся в показаниях конкретного лица; проверка следственных версий; получение новых доказательств.

В зависимости от оснований классификации в литературе выделяют следующие виды проверки показаний на месте: 1) в зависимости от расположения места: на открытой местности и в помещении; 2) по последовательности производства проверки показаний: первичная, повторная и дополнительная; 3) по степени информированности следователя о месте, на котором будет происходить проверка показаний: на месте, известном следователю; на месте, которое следствию неизвестно[5].

В зависимости от условий проведения данного следственного действия Н.В. Власенко и В.В. Степанов выделяют следующие виды проверки показаний на месте: 1) проверку показаний на месте в натуральной (естественной) обстановке; 2) проводимую по топографической карте; 3) проводимую по фотографиям; 4) проводимую по материалам киносъемки; 5) проводимую по видеозаписи; 6) с использованием компьютерного изображения[6].

Решение о необходимости и возможности проверки показаний на месте может быть принято только при наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) соответствующих оснований.

Фактическим основанием проверки показаний на месте являются данные, позволяющие полагать, что, проверяя и уточняя показания лица на месте, будут получены такие ранее не известные органам предварительного расследования сведения, которые не могли быть выявлены путем производства других следственных действий. К таковым (данным) прежде всего относятся показания самого лица (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля).

Юридическое основание - вызов (привод) лица для проверки его показаний либо предложение (разрешение) таковому давать при соблюдении вышеуказанных условий показания. Вынесения постановления о производстве проверки показаний на месте законодатель не требует[7].

Условия проверки показаний на месте включают общие условия производства любого следственного действия и специфические условия проверки показаний на месте. Специфическими условиями проверки показаний на месте являются следующие требования[8]: 1) лица, показания которых проверяются, до этого должны быть допрошены;

2) проверяться могут показания только: а) обвиняемого; б) подозреваемого; в) свидетеля; г) потерпевшего;

3) лицо, показания которого проверяются, желает (не возражает против и готов к сотрудничеству) проведения данного следственного действия. Несмотря на обязанность свидетеля и потерпевшего давать показания, только в этом случае имеется достаточная вероятность эффективного проведения данного следственного действия;

4) проверка показаний каждого лица производится по отдельности;

5) не задаются наводящие вопросы;

6) все следуют за (позади) лицом, показания которого проверяются, а не впереди него. В особенности это правило важно в тех случаях, когда производится видео-, кино-, фотосъемка. Следует отметить, что с 15 марта вступил в силу Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Указанный Федеральный закон направлен на совершенствование положений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления дознания по уголовным делам, проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях. В соответствии с Федеральным законом институт понятых при проведении отдельных следственных действий заменяется процессуальной фиксацией этих действий с использованием технических средств, что позволит в большей степени обеспечить процессуальную самостоятельность следователя и оперативность расследования по уголовным делам. Кроме того, Федеральным законом предусматривается порядок, при котором к участию в производстве таких следственных действий, как следственный эксперимент и проверка показаний на месте, понятые привлекаются по усмотрению следователя. Если по решению следователя понятые в указанных следственных действиях не участвуют, то применяются соответствующие технические средства.

Предусмотренный порядок направлен на повышение эффективности производства следственных действий и снижение расходов из федерального бюджета за счёт сокращения процессуальных издержек, возмещаемых понятым;

8) должно быть точно установлено, что при проверке показаний на месте не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в нем, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

9) не будут унижены честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

10) не будет поставлены под угрозу здоровье и жизнь лица, показания которого проверяются, а также других граждан.

Цель проверки показаний на месте двуединая. С одной стороны, проверка или уточнение данных ранее показаний на их истинность, с другой - получение дополнительных имеющих отношение к делу сведений, которые путем проведения иного следственного действия собрать невозможно[9].

Согласно содержанию ч. 1 ст. 194 УПК РФ показания проверяются (уточняются) на «месте, связанном с исследуемым событием». Обычно это место, где происходило событие или часть события преступления (общественно опасного деяния). Однако иногда при расследовании уголовного дела важно проверить показания лица о его действиях, имевших место в другом месте. Когда сведения о данных действиях обладают свойством относимости, место, на котором проверяются его показания, также следует признать связанным с исследуемым событием[10].

В ч. 2 ст. 194 УПК РФ говорится, что «лицо воспроизводит» обстановку (обстоятельства). Данное требование - одно из наиболее важных, основных в анализируемом следственном действии. И весь ход его производства: порядок проведения, видео-, фото- и т.п. обеспечение, письменное оформление должны указывать на то, что именно ранее допрошенное лицо воспроизводило обстановку и обстоятельства исследуемого события, а не кто-то помогал ему указать «правильно» на предметы (документы, следы) и сделать «необходимые» пояснения. Чтобы не возникало вопросов, которые затем могли бы поставить под сомнение результаты этого следственного действия, в процессе проверки показаний на месте все должны следовать за (позади) лицом, показания которого проверяются, а не впереди него. Нарушение данного правила особенно наглядно в тех случаях, когда производится видео-, кино-, фотосъемка.

В процессе проверки показаний лицо «указывает на предметы, документы, следы». Приведенная форма словосочетания, употребленного в ч. 2 ст. 194 УПК РФ, свидетельствует о наличии трех требований. Во-первых, без указания на предметы, документы и (или) следы не может быть проверки показаний на месте. Во-вторых, анализируемое действие исходит от ранее допрошенного лица. В-третьих, оно заключается (сопровождается) в обнаружении лицом, чьи показания проверяются, искомых предметов, документов и (или) следов, а также в его устной речи, поясняющей связь таковых с исследуемым событием и данными им ранее показаниями.

Часть 2 ст. 194 УПК РФ позволяет лицу, показания которого проверяются, «демонстрировать» или иначе показывать определенные действия». Демонстрироваться могут отдельные элементы имеющего отношение к делу события, причем не всегда события преступления. Таким событием может быть любой факт, имеющий отношение к уголовному делу. Во время демонстрации действий (телодвижений) не должно воспроизводиться само преступление[11].

Действия демонстрируются лицом, чьи показания проверяются. Когда же для такой демонстрации необходимо участие иных лиц, к производству рассматриваемого следственного действия могут привлекаться указанные участники (лица, участие которых необходимо для демонстрации) уголовного процесса либо статисты[12].

В ч. 4 ст. 194 УПК РФ, как отмечает А.П. Рыжаков, законодатель обращает внимание на то, что собственно действия по проверке показаний, выражающие основное содержание искомого следственного действия, должны начинаться с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. До этого следователь (дознаватель и др.)[13]: 1) принимает решение о необходимости и возможности проверки показаний на месте; 2) договаривается о наличии транспортного средства, видео-, кино-, фотоаппаратуры и другой техники; 3) приглашает лиц, необходимых для проверки показаний на месте; 4) разъясняет назначение каждого участника, объясняет цели и ход действия, права и обязанности, ответственность участников. Свидетелей и потерпевших предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний (если есть в этом необходимость, предупреждает их о неразглашении данных предварительного расследования); 5) фиксирует данный факт в протоколе следственного действия и удостоверяет его подписями приглашенных для участия в проверке показаний на месте лиц.

Два последних из названных группы действий также входят в содержание следственного действия - проверки показаний на месте. Осуществление их после предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться, нарушало бы требования ч. 5 ст. 164 УПК РФ и в определенной мере также ч. 1 ст. 11 УПК РФ. Данное обстоятельство позволило бы усомниться в юридической силе протокола такого следственного действия.

Проверка показаний на месте объединяет в себе и дачу показаний, и их проверку на месте путем наблюдения (измерения и т.п.)[14]. В протоколе проверки показаний на месте отражаются как показания обвиняемого (подозреваемого и др.), так и результаты осуществленного наблюдения (измерения и т.п.). Опытные действия в процессе проверки показаний на месте не осуществляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: