Теория мотивации Портера-Лоулера (1968 год)

Даная теория объединяет теории ожидания и справедливости. В ней рассматриваются 5 переменных:

1. Восприятие;

2. Затраченные усилия;

3. Достигнутые результаты;

4. Вознаграждение;

5. Степень удовлетворенности.

По этой теории достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей, характерных особенностей работы, а также осознание своей роли и личного вклада. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения, степенью удовлетворенности, а также в том, что данный уровень усилий обеспечит определенный уровень вознаграждения.

В данной теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатом, которое выражается в удовлетворении работником своих потребностей через вознаграждение за достигнутые результаты.

Схематично эту теорию можно представить в следующем виде:

Результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных:

1. Затраченные усилия;

2. Способности, характерные особенности;

3. От осознания им своей роли в процессе труда.

Уровень затрачиваемых усилий зависит от двух переменных:

1. Ценность вознаграждения;

2. На сколько человек верит в существование прямой зависимости затраченных усилий от возможного вознаграждения.

Удовлетворение является измерителем того, на сколько ценно вознаграждение на самом деле для данного человека. Эта оценка будет влиять на восприятие работником последующих ситуаций.

21)функция " контроль" и ее место в системе управления предприятием сервиса

Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей, постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть.

Функция контроль – состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными и выявлении отклонений. Эта функция наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям. Контроль как функция менеджмент представляет собой взаимосвязь целей, задач, видов и характеристик данного процесса.

Контроль - управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

Содержание контроля как функции управления заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль — комплексная функция, включающая учет, оценку и анализ.

Комплексность контроля реализуются по следующим направлениям:

ñсбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (учет);

ñоценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (оценка);

ñанализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (анализ).

Значение контроля в системе управления заключается в том, что он:

ñ завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными функциями менеджмента;

ñ производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

Управленческий контроль направлен как вовнутрь, так и вовне организации. Непрерывность ее деятельности требует, чтобы контроль был бы в целом непрерывным процессом, хотя в ряде случаев допустим эпизодический контроль.

Контроль классифицируется по объектам приложения, стадии их жизненного цикла, по субъектам, которые его осуществляют; по интенсивности (нормальный или усиленный), степени охвата (сплошной или выборочный), необходимости разрушения этих объектов (требуется или нет).

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

ñ диагностическую, помогающую изучить реальное положение дел в организации и выявить резервы;

ñ коммуникативную (установление и поддержание обратной связи);

ñ ориентирующую, на что нужно обращать особое внимание;

ñ стимулирующую к более эффективной и качественной работе, так как по его итогам могут иметь место поощрение или наказание;

ñ корректирующую на основе полученных результатов дальнейшую работу.

Основными объектами внутриорганизационного контроля являются: важнейшие характеристики производственного, технического, кадрового потенциала, финансового состояния, промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий, показатели расходования ресурсов, экономической эффективности, качество, величина запасов, потери, имидж, сохранение коммерческой тайны и пр.

Контроль, без которого в настоящее время не может успешно функционировать ни одна организация, решает в системе управления несколько задач.

Во-первых, позволяет заранее обнаружить во внутренней или внешней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее деятельность, необходимым образом подготовиться и своевременно на них отреагировать. Он помогает также отследить недостаточно четко выраженные тенденции в развитии организации, их направление и глубину и создавать более обоснованные и надежные планы.

Во-вторых, контроль помогает своевременно выявить неизбежные в работе любой организации нарушения и изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять необходимые меры для их устранения.

В-третьих, итоги контроля служат основой оценки результатов деятельности организации, работы персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления.

В-четвертых, контроль позволяет скорректировать текущее положение дел, создать необходимые предпосылки для стимулирования.

Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. Прежде всего, он должен быть всеохватывающим,то есть держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней. Речь, разумеется, идет не о тотальности, мелочности, требовании фиксировать любые события - это дорого и практически невозможно. Здесь нужен разумный, научно обоснованный подход, позволяющий вместе с тем получить достаточно полную и объективную картину ситуации.

Такой контроль не под силу одному человеку, или небольшой группе людей. К нему нужно привлекать весь персонал организацииили его значительную часть, ибо лучший контроль - это само­контроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей. Поэтому нужно «отпустить поводья», максимально расширить полномочия людей в процессе выполнения ими своих обязанностей.

б)

Контроль - это процесс достижения организацией целей

Процесс контроля состоит в определении стандартов, фактически достигнутых результатов и осуществлении корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов

Выясним, для чего нужен контроль

Руководители осуществляют функцию контроля с того момента, как они сформулировали цели и задачи, создали организацию Контроль очень важен для успешного функционирования организации Без контроля починает ться хаос и объединить деятельность каких-либо групп уже невозможно Важно и то, ицо сами по себе цели, планы и структуры организации определяют направление ее деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ Следовательно, контроль является неотъемлемой составляющей сущности любой организации Это и дало основанийставу

П Друкер заявить: «Контроль и определение направления - это синонимы\"

Неопределенность Планы и организационные структуры - только картины, которым хотелось бы видеть будущее руководству Различные обстоятельства могут помешать тому, чтобы реализовать задуманное Изменения законов, социальной ьних ценностей, технологий, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды способны превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в несколько недосягаемыхжне.

Еще одним фактором неопределенности, постоянно имеющимся в управлении, есть люди, которые выполняют большинство работ в любой организации Люди - не компьютеры, их можно запрограммировать на осуществление задачи с с абсолютной точностью Сложно спрогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, предоставление дополнительных прав и возложение обязанностейів.

Предотвращение возникновения кризисных ситуаций Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются (если их вовремя не исправить) с ошибками в оценке будущее них условий окружающей среды и поведения людей Вероятность этого в организации очень велика в связи с высокой степенью взаимозависимости видов деятельноститі.

Функция контроля - такая характеристика управления, что позволяет выявить проблемы и соответственно скорректировать деятельность организации до того, как проблемы перерастут в кризис

Одна из важнейших причин осуществления контроля состоит в том, что любая организация безусловно обязана быть способной своевременно фиксировать свои ошибки и исправлять их, пока они помешают ь достижением целей организации.

Поддержка успеха Важным есть и положительная сторона контроля, предусматривает всестороннюю поддержку всего того, что является успешным в деятельности организации Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, т есть отвечая на вопрос \"Насколько мы продвинулись к поставленным целям?\", Руководство организации может определить, где организация добилась успехов или потерпела поражение Важным аспектом контрол ю является определение направлений деятельности организации, которые наиболее эффективно способствуют достижению ее общих целоегальних цілей.

Объем контроля Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать, прежде всего, заключается в том, что контроль должен быть всеобъемлющим

Контроль - фундаментальный элемент процесса управления Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью отдельно от контроля Действительно, почти все эти процессы в они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в определенной организации Виды контроля (предварительный, текущий, заключительный) имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно подобны таковым, которые требуютсяься.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: