Пример основных задач учета материально – производственных запасов

1.Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, что включает формирование информации:

ü формирование фактической себестоимости запасов;

ü правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

ü о наличии и движении материально – производственных запасов;

ü о состоянии материально – производственных запасов;

ü о стоимости (цене) материально – производственных запасов;

ü об источниках приобретения;

ü о порядке использования;

ü о потребности в материально – производственных запасах.

2.Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. Для контроля, за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, что предполагает предоставление информации через различную отчетность:

ü менеджерам всех уровней организации (снабженческо-сбытовому, финансовому, производственному через внутреннюю отчетность;

ü всем пользователям через финансовую, статистическую отчетность;

ü партнерам по бизнесу.

3.Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, что предполагает:

ü контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

ü контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

ü своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

ü проведение анализа эффективности использования запасов.

ü анализ эффективности использования материально – производственных запасов;

ü анализ состояния запасов;

ü анализ цен на материально – производственные запасы.

  1. Система нормативно-правового регулирования финансового учета в России.

Система нормативно - правового регулирования финансового учета в РФ включает

1. Систему управления учетом или регулирование бухгалтерским учетом в РФ;

2. Систему нормативно – правовых документов, утверждаемых органами управления учетом.

Система управления учетом или регулирование бухгалтерским учетом в РФ определяется ФЗ -129 «О бухгалтерском учете", где ст.5. ФЗ-129 «О бухгалтерском учете»:определяет, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) (ПБУ) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Ст.6.. ФЗ-129 «О бухгалтерском учете», определяет, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое гл. бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Ст.7. ФЗ-129 «О бухгалтерском учете», определяет основные функции главного бухгалтера.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и, контроль за движением имущества и выполнением обязательств)

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В системе регулирования учетом в Российской Федерации, в основных документах по реформированию учета, определены изменения в направлении перехода к негосударственному регулированию.

Методологический совет по бухгалтерскому учету при Минфине РФ "О концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.) * рекомендовал считать нецелесообразным создание нового специального органа по нормативному регулированию бухгалтерского учета в России. Вместе с тем просить Минфин России активнее привлекать к работе по реформированию бухгалтерского учета в России и подготовке проектов соответствующих нормативных документов представителей профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов и других заинтересованных лиц.

В связи с этим считать целесообразным создание при ИПБ России и других профессиональных организациях общественных советов по наиболее актуальным вопросам развития бухгалтерского учета.

В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2004г в п. 2.3. «Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности» записано:

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.

К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:

а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;

г) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

д) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

е) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

ж) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:

а) представление и защита интересов профессионального сообщества;

б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;

г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;

д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;

з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;

к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

В Проект е ФЗ «О бухгалтерском учете» редакции 2009 г* ст.21. «Субъекты регулирования бухгалтерского учета» определено:

1. Государственное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляют уполномоченный федеральный орган, а также иные органы, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет.

2. Негосударственное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляют саморегулируемые организации, в том числе предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета и включенные в установленном порядке в соответствующие государственные реестры саморегулируемых организаций, их ассоциации и союзы, а также иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета). Система нормативно – правовых документов, утверждаемых органами управления учетом предполагает характеристику уровней нормативного регулирования и, как правило, характеризуется четырьмя уровнями.

Уровни нормативного регулирования учетом были представлены в варианте Проекта Федерального закона "О бухгалтерском учете" редакции 2005г.** в ст..3 «Система нормативного регулирования бухгалтерского учета» (см. схему 7) и ст..20. Проекта ФЗ "О бухгалтерском учете" редакции 2009г. «Документы в области бухгалтерского учета».

1. К документам в области бухгалтерского учета, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

1) национальные стандарты (приложение 2);

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Уровень Документы
1) Нормативных правовых акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете; К документам первого уровня относятся: настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, указы Президента РФ постановления Правительства РФ
2) Иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в РФ Документы второго уровня включают положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и иные нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования к бухгалтерскому учету, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом или ЦБ РФ
3) Нормативные технические документы по бухгалтерскому учету в РФ Документы третьего уровня включают методические рекомендации, отраслевые нормативные документы, документы, определяющие технику ведения учета, разрабатываются и утверждаются саморегулируемыми профессиональными объединениями, которым настоящим федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Документы третьего уровня не должны противоречить нормативным документам первого и второго уровня.
4) Рабочие документы организации, регулирующие бухгалтерский учет конкретной организации. Документы четвертого уровня включают рабочие планы счетов, учетную политику предприятия, порядок документооборота и иные рабочие документы, которые утверждаются руководителем организации. Документы данного уровня разрабатываются исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов. Документы четвертого уровня не должны противоречить нормативным документам первого, второго и третьего уровней.

Схема 7. Уровни нормативного регулирования учетом

в Российской Федерации.

В обобщенном варианте можно представить четырехуровневую систему нормативного регулирования учетом в Российской Федерации на схеме 8.

Уровень Документы
I уровень – законодательный Конституция РФ, Граждански и НК РФ, Федеральные законы, Указы Президента, Законы субъектов Федерации и местных органов власти. С подписанием международных конвенций к этому уровню относятся и международные конвенции
II уровень – нормативный Правительственные положения по вопросам учета: Положение о составе затрат, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ, МСФО), и т д. (План счетов хозяйственно-финансовой деятельности не является нормативным док с2001г.).
III уровень – методический Нормативные акты, иные, чем положения, инструкции: методические указания, методически рекомендации (интерпретации к МСФО), инструкции и комментарии к законам и кодексам
IV уровень - организационный Приказ (распоряжение) об учетной политике организации (предприятия) и утверждаемые к ней документы (см п.4. ПБУ 1/08). (Рабочий План счетов хозяйственно-финансовой деятельности является нормативным док с2001г.).

Схема 8. Четыре уровня нормативного регулирования учетом в РФ

Перечень национальных стандартов учета РФ ПБУ (РСБУ) приведен в приложении 2.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" Пр. Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (с изм. от 7 мая 2003 г.) приведен в приложении 3.

  1. Пользователи информации бухгалтерского финансового учета.

В ст.1. ФЗ -129 «О бухгалтерском учете» по определению задач учета, по сути, определены и его пользователи: как внутренние пользователи (руководители, учредители, участники и собственники имущества организации) так и внешние (инвесторы, кредиторы и другие пользователи).

Всех пользователей бухгалтерской ин­формации можно разделить на две (три) группы:

1. внутренние пользователи,

2. внешние пользователи: 2.1.) с прямым финансовым интересом, 2.2) с кос­венным финансовым интересом.

К первой группе относится администрация организации, которую представ­ляют совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руко­водители и специалисты подразделений. Это одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников и первых руководителей больше всего интересует прибыль организации, менеджерам, скорее всего, понадобит­ся информация о достаточности денежных средств, себестоимости и рента­бельности отдельных изделий и т.д.

Ко второй группе внешних пользователей с прямым финансовым интересом пользователей относятся реальные (сегодняшние) и потенциальные инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы, которых интересует ин­формация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности с целью сделать выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности организации.

Ко второй группе внешних пользователей с кос­венным финансовым интересом. (третьей группе) относятся налоговые органы, казначейство, КРУ Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, ПФР, ФСС, органы пла­нирования экономики, фондовые биржи, работники профсоюзов, консультан­ты, потребители.

В Концепции 1997г. раздела 3. «Цель бухгалтерского учета» дана характеристик пользователей и их и интересов.

3.1. В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

3.2. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

3.3. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

3.4. Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;

2) работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

3) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;

4) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

5) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

6) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения;

7) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Взаимосвязь пользователей бухгалтерского учета и видов учета представлена на схеме 9.

Пользователи учётной информации Виды учёта
1).Менеджеры организации 1. Производственный (бухгалтерский управленческий) учет
1) инвесторы и их представители 2) работники и их представители 3) заимодавцы 4) поставщики и подрядчики 5) покупатели и заказчики 6) органы власти 7) общественность в целом 2. Финансовый (бухгалтерский управленческий) учет
1) менеджеры организации 2) органы власти 3. Налоговый (бухгалтерский управленческий) учет

Схема 9. Взаимосвязь пользователей и видов бухгалтерского учета.

  1. Обусловленность организации учета в экономическом субъекте спецификой его деятельности и требованиями пользователей информации.

Организация учета в экономическом субъекте определяется системой бухгалтерского учета, которая зависит от модели построения учета с учетом регулирования учетом.

Международные моделеи или системы бухгалтерского управленческого (хозяйственного) учета представлены на схеме 10

Государственное регулирование учетом Негосударственное регулирование учетом через профессиональные организации
Европейская (континентальная) Англо (Британо) – американо - саксонская
1.Французская 2.Германская 1.США
3. Итальянская 4.Немецкая 2.Великобритания
5.коммунистическая  
6. Россия → согласно Концепции реформирования Учета в РФ 0т 01.06.2004г о признании профессиональных сообществ и распределении → при­ближение к системе Англо(Британо) - американо - саксонской

Схема 10. Международные системы учета на межгосударственно уровне(с учетом системы управления или руководства учетом)

Моделеи или системы бухгалтерского управленческого (хозяйственного) учета на государственном уровне, с учетом их роли для развития экономики, представлены на схеме 11.

Учет для бухгалтерской финансовой отчетности (финансо­вый учет) Учет для бухгалтерской налоговой отчетности (налоговый учет) Учет для бухгалтерской статистической отчетности (статистический учет)
Для всех пользователей: внешних и внутренних пользователей. Не для всех пользователей: внешних (информация для государственных органов управления и в неполном составе для других внешних пользователей) и внутренних пользователей.

Схема 11. Государственные модели или системы учета по видам представляе­мой отчетности (с учетом государственного распределения функций управления учетом)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: