Тип......................................................................... Д1-54 Д-85
Расход жидкости, л/с................................................. 2—3 4,85
Частота вращения вала при максимальной мощ
ности, мин"1........................................................... 350—500 133
Вращающий момент при максимальной мощно
сти, Н-м................................................................ 78,4—98 700
Максимальная мощность, кВт................................. 2,8—5 13,3
Перепад давления при максимальной мощности,
МПа............................................................................ 3,5—4 5,6
Габаритные размеры, мм:
наружный диаметр............................................ 54 88
длина.................................................................. 2080 3205
Масса, кг..................................................................... 25 103
Двигатели (рис. 5.20) состоят из секции рабочих органов (секция двигателя) 1 и секции шпиндельной (шпиндель) 2.
По принципу действия винтовой забойный двигатель представляет собой планетарно-роторную гидромашину объемного типа с внутренним косозубым зацеплением рабочих органов. Основные детали двигателя •— статор / и ротор 2.
Статор выполнен в виде стального корпуса с концевыми резьбами, к расточке которого привулканизована резиновая обкладка, имеющая на внутренней поверхности винтовые зубья левого направления.
|
|
Стальной ротор имеет наружные винтовые зубья также левого направления, число которых на единицу меньше, чем у статора. Ось ротора смещена относительно статора на величину эксцентриситета, равную половив высоты зуба.
Шаги винтовых поверхностей ротора и статора пропорциональны числу зубьев этих деталей.
Специальный профиль зубьев ротора и статора обеспечивает непрерывный контакт и образование замыкающихся по длине шага статора единичных рабочих камер.
Жидкость, поступающая в двигатель от насосов установки ремонта скважин, пройдет к долоту в том случае, если ротор двигателя проворачивается внутри обкладки статора, обкатываясь по его зубьям под действием неуравновешенных гидравлических сил. При этом ротор совершает планетарное движение: геометрическая ось ротора вращается относительно оси статора против часовой стрелки, сам ротор поворачивается по часовой стрелке. За счет разности в числах зубьев ротора и статора переносное вращение редуцируется в абсолютное с передаточным числом, равным числу зубьез ротора, что обеспечивает сниженную выходную скорость вращения и высокий крутящий момент двигателя.
Планетарное движение ротора преобразуется в соосное вра-щение вала шпинделя при помощи карданного вала, передающего крутящий момент и гидравлическую осевую нагрузку от ротора.
Карданный вал состоит из двух двойных зубчатых шарниров, заполненных консистентной смазкой, и промежуточной трубы. Шарниры с трубой в двигателе Д-85, ротором и муфтой шпинделя соединяются посредством конических сопряжений с плоскими хвостовиками.
|
|
Шпиндель двигателя включает осевой многоступенчатый подшипник качения и радиальные резино-металлические опоры.
ВЕРТЛЮГИ
Вертлюг, подвешенный на подъемный крюк, служит соединительным звеном между талевой системой и внутрискважинным инструментом, который подсоединяют к вращающемуся стволу вертлюга.
Вертлюг обеспечивает свободное вращение инструмента и подачу промывочной жидкости через шланговое соединение в колонну труб к забою скважины.
При подземном ремонте применяют промывочные и эксплуатационные вертлюги.
Вертлюги промывочные. Песчаные пробки в добывающих скважинах промывают нефтью или водой посредством промывочных вертлюгов. Наиболее широкое применение получили вертлюги типов ВП50Х160 и ВП80Х200.
Вертлюг типа ВП (рис. 5.21) состоит из ствола 2 и корпуса с отводом 6 под промывочный шланг. В корпусе вертлюга установлены два радиальных шарикоподшипника 4, обеспечивающие свободное вращение ствола.
Внутреннюю полость корпуса в верхней и нижней частях герметизируют от проникновения промывочной жидкости самоуплотняющимися манжетами 5, а от пыли и грязи — войлочными уплотнениями 3. Промывочные трубы подсоединяют к нижнему концу ствола.
Трубный элеватор закрепляют на стволе под колпаком 1, навинченным на верхнюю часть ствола. Масса присоединенной колонны через ствол вертлюга передается на элеватор. При работе корпус вертлюга испытывает нагрузки только от давления прокачиваемой жидкости и массы промывочного шланга.
Соединение промывочного шланга с вертлюгом быстросбор-ное 7.
Вертлюги эксплуатационные. Вертлюг (рис. 5.22) состоит из неподвижной и вращающейся частей.