V. Положение о контрольных работах

В соответствии с учебным планом студент-заочник обязан написать одну контрольную работу по курсу «Отечественная история». Контрольная работа выполняется на основе изучения исторической литературы и историков.

Объем контрольной работы- 20 листов формата А4, набранных 14 шрифтом через 1,5 интервала (допускается рукописное исполнение, при этом объем сохраняется.) В работе обязательно выделяются абзацы. Присутствуют сноски. Указывающие конкретную страницу источника.

На титульном листе указывается название темы. Фамилия, имя, отчество студента, номер группы. За титульным листом следует план работы, затем основной текст и перечень литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием (указанием ФИО. Автора, название работы, издательство. Места и года издания, количества страниц). Страницы работы должны быть пронумерованы.

Студент – заочник должен выбрать одну из двух форм (вариантов) контрольной работы:

1). Реферативная работа. Подготовлена на основе 4-5 источников и дополненная разделом предложений;

2). Аналитическая работа на базе проблемной статьи из исторического журнала.

1 вариант

В первом случае собственно контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи исследования, дать историографический обзор привлеченной литературы.

Основная часть может состоять из 2-3 глав, разделенных на параграфы, в которых раскрывается содержание темы. В заключении излагаются общие выводы по теме.

Важнейшей дополнительной частью контрольной работы является раздел приложений, куда в обязательном порядке помещается набор терминов и дат. А также анализ исторических документов или исторический портрет.

Темы контрольных работ объединены в блоки по периодам (см. п. VI). Студент раскрыв тему из определенного блока (например, «Татары и Русь» из периода «Древняя Русь»), должен пояснить значение исторических терминов и дат, относящихся к IX-XIII вв. Для этого ему предстоит самостоятельно работать с учебной и научной литературой. (см. п. VII).

Кроме того необходимо изучить несколько документов (не менее трех) по избранному периоду и включить их анализ в раздел приложений, ответив на вопросы:

-когда был написан документ, кто его автор?

-какими причинами вызвано его появление?

-с какими событиями общественно-политической (или внешнеполитической) жизни он

связан?

-какие идеи, предложения содержит документ?

-историческое значение и оценка.

Документы можно найти в любой хрестоматии по истории России, напр.: Хрестоматия по истории России. Уч. Пособие./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина –М.: ООО «ТК Велби», 2003.—592 с.

Допускается вместо работы с источниками подготовить исторический портрет какого-либо политического (религиозного) деятеля соответствующей эпохи (см. п. VI)-согласно предлагаемому плану:

-условия повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характер личности, для чего кратко сообщаются сведения о жизненном пути;

-свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала;

-жизненные принципы и мотивы поведения;

- способы действия и средства для достижения цели;

- результаты деятельности.

2 вариант

Другой формой контрольной работы является анализ статьи из профессионального исторического журнала (Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Клио», «Родина» за 1992-2008 гг.) В этом случае в основу работы должен быть положен материал статьи, а ее содержание определяется концепцией автора и дополнительной литературой, которую он использует. При работе со статьей необходимо обратить внимание на постановку проблемы автором, аргументацию его позиции, полемику с научными оппонентами и т.д. Материалы к конспекту содержатся в разделе «Дополнительная литература» (см. п. IX).

Эта форма работы рекомендуется наиболее подготовленным студентам, имеющим доступ к специальной литературе. Студент выполняет одно из контрольных заданий (см. и. VII) либо самостоятельно выбирает другие научные статьи и монографии (в том числе из п. IX) и работает с ними.

Объем работы – 15 страниц.

VI. Темы контрольных работ (для варианта 1).

Древняя Русь (IX-XIII вв.)

1. Киевская Русь в работах И.Я. Фроянова.

2. Ранняя история Новгорода в трудах В.Л.Янина.

3. Выбор моделей развития Древней Руси в эпоху раздробленности.

4. Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений.

Термины: варяги, полюдье, норманнская теория, погосты, уроки, смерды, ордынский «выход», закупы, вотчина. Тиуны, улус, баскаки, иго.

Даты: 882, 988, 1054, 1223, 1242.

Личности (на выбор):Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир

Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др.

Московская Русь (XIV-XVII вв.)

5. Причины возникновения Москвы в исторической литературе.

6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М.Карамзин,

О.В.Ключевский, Р.Г.Скрынников и др).

7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е.Забелину и

Н.И.Костомарову).

8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки.

9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев.

Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета.

Земский собор. Семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение.

Даты: 1380, 1497, 1584, 1613, 1649.

Личности(на выбор) Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный,

Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.

Российская империя в XVIII в.

10. Петр I в оценках современников и потомков.

11. Крепостное право и его роль в истории России.

12. Внешняя политика России в XVIII в.

13. Культура России в XVIII в.

Термины: коллегии, Синод, Сенат, ассамблея, подушная подать, империя, абсолютная монархия, кондиции, «просвещенный абсолютизм», секуляризация.

Даты: 1721, 1725, 1755, 1762, 1785.

Личности (на выбор):Петр I, Александр Меньшиков, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Бирон, Ломоносов, Елизавета Петровна, Петр III, Пугачев, Екатерина II, и др.

Российское государство в XIX в.

14 Реформаторы России 1-й четверти XIX в.

15. западничество и славянофильство в общественной мысли России 2-й четв. XIX в.

16. Движение декабристов в работах Н.Я.Эйдельмана.

17. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

18. История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в.

19. «Восточный вопрос» во внешней политике России XIX в.

20. Культура России XIX в: достижения и противоречия.

Термины: теория «официальной народности», западники, славянофилы, утопический социализм. Народничество, имамат, «нейтрализация» Черного моря, Великие реформы, панславизм, марксизм.

Даты: 1812, 1825, 1856, 1861, 1877.

Личности (на выбор): Александр I, Сперанский, Аракчеев, Багратион, Кутузов, Пестель,

Николай I, Бенкендорф, Горчаков, Герцен, Лавров, Александр II, Александр III, Витте и др.

XX век в российской истории.

21. Экономическая политика Витте и Столыпина: общее и особенное.

22. политические реформы в России нач. XX в.: причины и результаты.

23. Первая мировая война: новые подходы.

24. Гражданская война в России: новые подходы.

25. Русская эмиграция в XX веке.

26. Роль казачества в истории России.

27. Судьба российского крестьянства в XX в.

28. Тоталитарный режим и общество в Великой Отечественной войне.

29. Достоинства и недостатки плановой экономики социализма.

30. Постимперский синдром: политические и национальные отношения на современном этапе.

Термины: «зубатовщина», думская монархия, «военный коммунизм», «холодная война», диктатура пролетариата, мировая революция. Тоталитаризм, культ личности, застой, ускорение, перестройка.

Даты: 1906, 1914, 1917, 1945, 1964, 1991.

Личности (на выбор): Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий Николай II, Жуков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Ельцин, Гайдар, Горбачев и др.

VII. Контрольные задания (для варианта 2)

№1

Россия занимает громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, что наложило отпечаток на ее историю. Историк С.М.Соловьев отмечал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер».

Как вы оцениваете это суждение? Определите влияние природно-географических и геополитических факторов на характер деятельности населения, черты национального характера, специфику российского государства.

№2

Одной из решающих областей противостояния в мире является «битва за прошлое» - за историческую память. За интерпретацию истории, поскольку именно историческая память является ценностной основой национального самосознания, источником самооценки народа, его самоуважения. Особое значение в этом контексте имеет память о военной истории, поскольку войны, тем более мировые, являются проверкой на прочность исторической состоятельности участвующих в них народов и государств.

Раскройте тему «Память о Второй мировой войне в контексте современной геополитики», опираясь на статью А.С.и Е.С. Сенявских (см. в списке литературы).

№3

Российско-польские отношения – сложная, драматическая и трагическая часть европейской истории. На определенном историческом этапе Польша стала восприниматься не как внешняя угроза для России, а как угроза внутренняя, являясь источником смут в империи, восстаний и революций. В российской политике и в сознании российского общества появился польский вопрос. Используя статью В.И.Бухарина (см. список литературы), ответьте на вопрос: «Почему в итоге польский вопрос стал одним из факторов крушения Российской империи?».

№4

Распад великой державы современности – Союза Советских Социалистических Республик – явился одним из важнейших событий всемирной истории конца 20 века. Его активно комментируют общество, политики, ученые. Почему рухнул СССР? (см. список литературы).

№5

Манифестом 1762 г. И Жалованной грамотой 1785 г. Российскому дворянству была дарована свобода от обязательного характера государственной службы. Однако изучение практики службы высшего сословия привело многих историков к неожиданному, на первый взгляд, выводу о готовности дворянства в большинстве своем оставаться на службе и после отмены ее обязательного характера. Как это можно объяснить?

При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью Е.Н.Марасиновой (см. в списке литературы).

№6

В отечественной и зарубежной историографии сложилось устойчивое представление о значительной роли иностранной интервенции в российской Гражданской войне.

На чем основывалось сотрудничество руководства Белого движения с интервентами, и как само белое руководство относилось к необходимости опираться на иностранную помощь? Как население относилось к интервенции, какую роль в восприятии интервенции играли патриотические мотивы и различные прагматические соображения?

При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью Л.Г.Новикова (см. в списке литературы).

№7

Программное кредо Путина содержало многозначительную перекличку с российским прошлым: «Земля наша богата, порядка только нет», - говорили в России. Больше так о нас говорить не будут».

Выполнил ли свои обещания президент? Используйте те статью В.В.Согрина (см. список), а также материалы журнала «Эксперт» - 2007. - №2.

№8

18 век стал важнейшим периодом в истории. Традиционно все императоры обращали большое внимание на развитие вооруженных сил. Почему? Какие факторы влияли на выбор модели развития армии в XVIII в?

Используйте статью В.В.Пенского 9см. в списке литературы).

№9

После трагедии 1 марта 1881 г. Александр III получил множество писем от своих подданных. В одном из них было написано: «Отец твой не мученик и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за православную веру, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его» (Российские самодержцы. – М., 1994. – С. 237

Согласны ли вы с таким объяснением причин событий 1 марта 1881 г.? Дайте более полное объяснение причин и смысла случившегося. Как вы думаете, кем были деятели «Народной воли» - фанатиками, авантюристами, праведниками. Героями?

№10

П.А.Вяземский так отзывался о Б.Н.Чичерине:

Людям свойственны ошибки.

Ошибаться мог и ты,

Но ты не был флюгер гибкий

У вертлявой суеты. (Чичерин Б.Н. Воспоминания, - М., 1991. – С.5)

Составьте исторический портрет Б.Н. Чичерина, вехи его идейной эволюции.

Объясните, как вы понимаете строки этого стихотворения.

Используйте статью Г.Б.Кизельштейна (см. список литературы)

№11

Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Сегодня у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой. Обнаруживается столкновение коллективной памяти с официальной историографией.

Как рассказывают историю детям в разных странах мира? Используйте примеры из книги французского исследователя Марка Ферро (см. список).

№12

Среди французов посещавших Россию в николаевскую эпоху, были те, кто пострадал от революции или от Наполеона. Летом 1839 г. В Петербург приехал маркиз Астольф де Кюстин (революция лишила его отца) Прием, оказанный де Кюстину в России, был самым приветливым. В 1843 году вышла в свет его книга «Россия в 1839 году», взорвавшая и Россию, и Западную Европу. Сегодня данная книга вызывает в России ту же эмоциональную обиду, как и летом

1843 г.

Используйте указанный источник и статью Партаненко Т.В. (см. список), опишите как представлении Россия периода царствования Николая I в мемуарах де Кюстина.

VII. Контрольные вопросы к экзамену по курсу

«Отечественная история»

1. Восточные славяне в древности. VI-VIII вв.

2. Образование Древнерусского государства. IX-XII вв.

3. Формирование новых центров государственности (кон. XI- нач. XIII вв.)

4. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия.

5. Борьба русского народа с немецко-шведской агрессией в XIII в.

6. Образование Русского централизованного государства (XIV-сер. XVI вв.)

7. Россия в эпоху Ивана IV. Реформы «Избранной рады» и политика опричнины.

8. Смута кон. XVI-нач. XVII вв.

9. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

10. Эволюция политической системы России при первых Романовых

11. Реформы Петра I.

12. Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

13. Внутренняя политика Екатерины II.

14. Правление Павла I.

15. Внутренняя политика Александра I.

16. Политика Николая I.

17. Движение декабристов.

18. Общественно-политическое движение в России 1-й пол. XIX в.

19. Великие реформы Александра II.

20. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

21. Общественно-политическая мысль во 2-й пол. XIX в.

22. Особенности развития России на рубеже XIX-XX вв. политика Николая II.

23. Первая русская революция и ее итоги. 1905-1907 гг.

24. Политические партии в России нач. XX в. Программы и тактика.

25. Модернизация России в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина.

26. Россия в годы Первой мировой войны. 1914-1918 гг.

27. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.

28. Россия на этапе от февраля к октябрю 1917 г.

29. Гражданская война в России. 1917-1920 гг.

30. Советская власть в октябре 1917-1920 гг. Политика «Военного коммунизма».

31. Новая экономическая политика. 1921-1928 гг.

32. Индустриализация в СССР. Трудности, противоречия, итоги.

33. Политика сплошной коллективизации. Итоги и последствия.

34. Формирование тоталитарной системы в СССР. Кон. 1920-нач. 1930-х гг.

35. Велика Отечественная война. 1941-1945 гг.

36. СССР в 1946-1953 гг.

37. Реформы Н.С.Хрущева.

38. Проблемы развития советского общества в сер. 1960-сер. 1980-х гг.

39. Политика М.С.Горбачева.

40. Россия на современном этапе. 1991-2007 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: