Теория естественного права. 9 страница

Политическую систему составляют целостные само­регулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Инди­вид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь являются отно­шения по поводу власти, которые пронизывают полити­ческую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнооб­разны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными ор­ганами и учреждениями и т. д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой высту­пает всегда политическая (государственная) власть.

Помимо сугубо властных существует целая гамма по­литических отношений, охватывающих проблемы объеди­нения граждан в общественно-политические организа­ции, свободы слова, гарантий избирательных прав граж­дан, функционирования форм непосредственной демо­кратии и др.

Духовно-культурная система образуется из отноше­ний между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, уч­реждений (образовательных, научных, культурных, ре­лигиозных), через которые реализуются эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фун­даментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкрет­ного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и разви­тие науки, культуры, религии. Разнообразны пути фор­мирования этих отношений, неоднозначно их воздейст­вие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение историчес­кого опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципаль­ные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского общест­ва следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В дейст­вительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвяза­ны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними высту­пает человек (гражданин) как совокупность обществен­ных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядо­чивающим фактором структуры и процесса жизнедея­тельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкреп­ленной прогрессивным, демократическим законодательст­вом, что логика развития гражданского общества неиз­бежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация нахо­дилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, поряд­ка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспе­ченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и не­посредственным регулятором отношений между индиви­дом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.

С возникновением государства, этого уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделать естест­венное право своей собственностью и узурпировать саму возможность «творить» правовые нормы.

Государство стало посредником между индивидом и обществом и, используя гуманистические начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между личнос­тью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необ­ходимости соответствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходяще­му, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда. О значении правовых законов для нормального развития государст­ва и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогич­ных взглядов придерживался и Аристотель, подчерки­вая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».

Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором дейст­вует свобода, основанная на законах, писал, что класси­ческий тип политических свобод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад. И действи­тельно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в. Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. К тому времени, когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой тип политической систе­мы, где реальным было уважение к суду и действовала определенная система сдержек и противовесов во власт­ных отношениях.

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш. Монтескье. «Если, – писал он, – власть законодатель­ная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тираничес­ки применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодатель­ной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Философское обоснование учения о правовом госу­дарстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объеди­нение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произво­ла было совместимо со свободой каждого и сообразовы­валось со всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.

Словосочетание «правовое государство» впервые встре­чается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Ро­бертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.

В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-по­литическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделе­ния властей, понятий закона и судебной защиты. Вей­марская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элемен­ты. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Следует отметить, что в немецкой литературе высказано мнение (оно является преобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в Германии было построено в 1880 г.

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложи­лись такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответству­ют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фик­сирующие, что данное государственное образование яв­ляется правовым. В планетарном масштабе распростра­нению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и между­народно-правовые акты.

Основные принципы правового государства

Принципы — это основополагающие идеи (требова­ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других эле­ментов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потен­циалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и пра­вовым существующего государственного устройства; на­личием или отсутствием стабильного механизма реали­зации правовых начал в деятельности государствен­ных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необхо­димых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и го­сударственной практики и с позиций современного на­учного знания можно выделить такие принципы право­вого государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при ха­рактеристике правового государства очень часто употреб­ляется термин «господство права», происхождение кото­рого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вклады­ваемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и на­силия, а с другой — фетишизации права как самодовле­ющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право нераз­рывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормально­го образа жизни. Во-вторых, государство не единствен­ный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референду­мы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общест­венной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о про­исхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необ­ходимость ограничения государственной власти, связан­ности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает:

а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение, общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина. Сразу следует подчеркнуть, что данный прин­цип носит первичный, комплексный, непреходящий и аб­солютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего су­ществования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным происхождением права, возник­шего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государст­вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки.

Это:

1) равенство сторон и взаимная ответственность госу­дарства и гражданина.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разу­меется, государство, вступая во взаимоотношения с мно­жеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи­мать налоги и т. д.). И все же оснований для утвержде­ния, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоот­ношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) особый тип правового регули­рования и форма правоотношений;

Поскольку презюмируется, что правовое государ­ство и гражданин — равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре­зультате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирова­ния. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его орга­ны и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, кото­рый позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) стабильный пра­вовой статус гражданина и система юридических гаран­тий его осуществления.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выве­ренные и соизмеримые с гуманистическими принципа­ми правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы пра­вового регулирования, последовательные демократичес­кие процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в го­сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на за­конодательную, исполнительную и судебную примени­тельно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осу­ществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого наказания ви­новных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о не­обходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспри­страстности и справедливости.

Наряду с изложенными правовому государству при­сущи и принципы верховенства закона – высшего норма­тивно-правового акта, конституционно-правового контро­ля, политического плюрализма и др.

Вопросы для самоконтроля:

Сформулируйте понятие гражданского общества.

Дайте характеристику основных принципов гражданского общества.

Какова структура гражданского общества?

Назовите идейно-теоретические предпосылки формирования концепции правового государства.

Что составляет экономическую, социальную и нравственную основу правового государства?

Сформулируйте понятие и раскройте основные признаки правового государства.

Назовите основные принципы правового государства.

Назовите отличия признаков правового государства от принципов.

Дополнительная литература

Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок, воссоздание и направления дальнейшего исследования. // Полис. 1995. - № 3.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 1988.

Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению: Политико-правовой взгляд. – М., 1989.

Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре. // Через тернии. – М., 1990.

Бланкенагель А.О. О понятии правового государства. // Общественные науки. 1990. - № 2.

Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. – М., 1995.

Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. // Политология. Курс лекций. – М.: Изд-во Зерцало, 1999. – Лекц. 6.

Гаджиев К.С. Концепции гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. // Вопросы философии. 1991. - № 7.

Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство. // Мировая экономика и международные отношения. 1991. - № 9.

Гражданское общество: истоки и современность. – СПб., 2000.

Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. – М., 1996.

Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. / Отв. ред. Г.Н. Манов. – М., 1991.

Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. – М.,1995.

Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. – М., 1992.

Ильин М., Коваль В.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство. // Полис. 1992. - № 1-2.

Исследования теоретических проблем правового государства. – М., 1996.

Козлихин Т.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.

Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм: Пер. с нем. – М.: Республика, 1998.

Лившиц Р.З. Право и закон в правовом государстве. // Советское государство и право. 1989. - № 3.

Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства). // Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне ХХI века. Вып. 3. – СПб., ТООК ТК "Петрополис", 1995. – С. 115 - 126.

Макаров О.В. Соотношение права и государства. // Государство и право. 1995. - № 5. – С. 16 - 22.

Мальков А.В. Правовое государство. // Правоведение. 1997. - № 12.

Манохин В.М. Правовое государство и проблемы управления по усмотрению. // Государство и право. 1990. - № 1.

Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание. // Советское государство и право. 1990. - № 2.

Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. – М., 1993.

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997. – Раздел 1, гл. 10; Раздел 4, гл. 2.

Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. – М., 1998. – Раздел 1, гл. 4, § 1.

Омельченко О.Я. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. – М., 1994.

Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов. // Государство и право. 1993. - № 12.

Поленина С.В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства. // Теория права: новые идеи. Вып. 3. – М., 1995.

Поляков А.В. Может ли право быть неправовым? // Правоведение. 1997. - № 4.

Построение правового государства: Вопросы теории и практики. Тезисы докладов. – Ярославль, 1990.

Правовое государство, личность, законность. – М., 1997.

Разделение властей и парламентаризм. – М., 1992.

Разделение властей: история и современность. - М., 1996.


Терминологический словарь

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экологических, социальных культурных, нравственных, духовных, семейных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов – собственников и их объединений.

Правовое государство – это 1) такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений; 2) форма организации политической власти цивилизованного строя, которая характеризуется верховенством закона в общественной жизни, высоким престижем правовой системы, наличием эффективных политикоправовых механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод. Правовым является такое государство, в котором отношения личности и власти основаны на началах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – 1)философское понятие, отрицающее идею единства мира и признающее несколько или множество начал и видов бытия; 2) многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности.

Свобода – в философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-либо класса, всего общества или его членов (свобода совести, печати, личности, собраний, митингов и т.д.).

Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя.

Экономическая система представляет собой совокуп­ность экономических институтов и отношений, в кото­рые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.

Политическая система – система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, при помощи которых осуществляется политическая жизнь общества.

Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, нормы.

Духовно-культурная система образуется из отноше­ний между людьми,их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, уч­реждений (образовательных, научных, культурных, ре­лигиозных), через которые реализуются эти отношения.

Принципы права – исходные нормативно-руководящие положения, начала, которые выражают главное, основное в сущности права, на базе которых оно возникает, развивается и функционирует.

Верховенство права в обществе, подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан.

Принцип разделения властей – разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства, исключающее узурпацию государством власти, принадлежащей народу.

Принцип взаимной ответственности государства и личности – самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, личность в свою очередь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.

1. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Осо­бая форма организации политической власти в обществе, при ко­торой признаются и гарантируются права и свободы челове­ка, реально проводится разделение государственной власти на за­конодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается вер­ховенство правового закона и реализуется взаимная ответственность граж­дан и государства при неукоснительном выполнении взятых на себя обязательств».

1. Гражданское общество.

2. Правовое государство.

3. Политическая система общества.

2. Является ли правовым любое государство, в котором соблюдается принцип законности (государство законности)?

1. Является, так как «правовое государство» и «государство законности» – это одно и то же.

2. Не является, так как не любое государство, в котором соблюдается принцип законности, является правовым.

3. Является, если основные общественные отношения регули­руются законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: