Способы и принципы толкования норм права

Способы толкования – это совокупность методов, интерпретаций, направленных на уяснение подлинного содержания правовых норм.

По способу толкования различают филологическое, логическое, систематическое, историко-политическое, специально-юридическое, телеологическое (целевое) толкование.

Филологический способ толкования заключается в грамматическом анализе текста правовой нормы и в уяснении лексического значения терминов, словосочетаний и оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции.

Логический способ толкования заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смыс­ла норм путем становления логических связей и частей (гипотеза, диспозиция, санкция). Для уяснения смысла правовой нормы во многих случаях требуется совершить логиче­ское преобразование текста статьи, в ряде случаев необходимо вы­ведение вторичных норм, использование аналогии, доведение до абсурда, а также применение других логических приемов.

Систематический способ толкования состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института и уяснение ее смысла, исходя из содержания связанных с ней правовых норм.

Историко-политический способ толкования заключается в ана­лизе правовых норм путем изучения конкретных исторических условий издания нормативного акта и установления социально-политических целей, которые преследовал законодатель.

Специально-юридический способ толкования представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания правовых норм, связанный с анализом специальных терминов, конструкций, технико – юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

Телеологический (целевой) способ основан на уяснении правоприменителем целей издания нормативно – правового акта, уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний акта.

Общими принципами толкования, выработанные всей юридической практикой, являются:

1.Всякое сомнение по смыслу текста толкуется в пользу обвиняемого;

2.Закон обратной силы не имеет;

3.Что законом не запрещено, то разрешено;

4.Чрезвычайные законы толкуются ограничительно;

5.Законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;

6.Исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;

7.Позже изданный закон отменяет предыдущий, во всем том, в чем он с ним расходится;

8.Толкование не должно отменять, изменять и создавать новую норму права.

Виды толкования

Выделяется два основных вида толкования: 1) толкование по субъектам; 2) толкование по объему (полноте).

Толкование - разъяснение может быть дано различными с у б ъ е к т а м и п р а в а: высшими представительными органами власти, правоприменительными органами и частными лицами. В связи с этим встает вопрос о юридической силе и практической значимости актов толкования.

Существует несколько видов толкования:

1. По ю р и д и ч е с к о й с и л е выделяют официальное и не­официальное толкование.

Официальное толкование — это разъяснение норм права, кото­рое исходит из государственных органов и является обязательным для всех субъектов права.

Неофициальное толкование исходит от индивидуальных лиц и не обладает юридической силой, то есть является необязательным для правоприменительных органов.

2. По с у б ъ е к т у официальное толкование может быть аутентичным либо официозным.

Аутентичное толкование осуществляется органом, издавшим норму. Акты аутентичного толкования общеобязательны и обла­дают особым авторитетом.

Официозное толкование осуществляется государственными органами, на которые возложена обязанность толковать нормативные акты независимо от того, кем они изданы. Акты официозного (неаутентичного) толкования имеют различную юридическую силу. Наибольшим авторитетом обладают акты законодательного органа и высших судебных инстанций. Их обязательная сила распространяется на значительный круг субъектов. Акты толкования, издавае­мые Правительством, министерствами и другими органами испол­нительной власти, имеют локальную значимость. Их сила ограничивается определенной сферой деятельности.

3. По х а р а к т е р у д е й с т в и я официальное толкование может быть нормативным либо казуальным.

Нормативное толкование представляет собой официальное разъяснение, которое подобно норме права обладает общим действием, то есть распространяется на неопределенный круг лиц и неопределенное количество случаев. Нормативное толкование дается на основе обобщения практики применения юридических норм с целью обеспечения единообразного понимания и применения правовых предписаний.

Казуальное толкование представляет собой официальное разъя с нение по конкретному делу и формально является обязательным лишь при его рассмотрении. Казуальное толкование осуществляется в деятельности судов (судебное толкование) и в процессе применения норм права другими органами (административное толкование).

Следует отметить, что официальные акты толкования не соз­дают новых правовых норм и не признаются источниками права в отечественном правоведении. Такие акты имеют вспомога­тельный уточняющий характер. В теории права нормативные разъяснения в силу их обязательности рассматриваются как правоположения, а казуальные разъяснения — как прецеденты тол­кования.

4. По у р о в н ю неофициальное толкование может быть эмпи­рическим (обыденным), профессиональным (компетентным) и доктринальным (научно-теоретическим).

Обыденное толкование дается гражданами, не имеющими юри­дического образования, и публичными изданиями неюридическо­го профиля.

Профессиональное толкование имеет место в деятельности адво­катов, юрисконсультов и других юристов-практиков, для кото­рых разъяснение норм представляет собой профессиональную обязанность.

Доктринальное толкование осуществляется учеными-юристами, сотрудниками НИИ, доцентами и профессорами вузов, специалистами данной отрасли права.

Все виды неофициального толкования не имеют обязатель­ной силы. Их практическая значимость определяется автори­тетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргумен­тации.

5. По объему выделяют три разновидности толкования: бу­квальное, ограничительное и расширительное.

Буквальное толкование точно соответствует тексту нормы, поскольку смысл правового предписания не вызывает разночтений. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, так как не порож­дает споров и разногласий.

Расширительное толкование шире текстуального содержания правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выхо­дит за рамки буквальных выражений.

Ограничительное толкование уже текстуального содержания нормы, так как по смыслу правового предписания видно, что законодатель стремился ограничить действие нормы более узкими рамками.

Акты толкования

Акт толкования – официальный документ, принятый компетентными государственными органами и должностными лицами, и направленный на установление действительного смысла и содержания норм права. Акт толкования (интерпретационный акт) как разновидность правового акта имеет свои особенности: 1) он не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы; 2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, указывает на то, как следует понимать и применять действующие нормы; 3) он не имеет самостоятельного значения и действует в единстве с теми нормами, которые толкует; 4) акт толкования обращен к правоприменительным органам, а не к субъектам, действие которых регулируется нормой права; 5) обладает государственной обязательностью, так как издающие его органы наделены государственно – властными полномочиями.

Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По юридической силе различают акты официального и не­официального толкования.

Актами официального толкования являются указы, постановле­ния, разъяснения государственных органов, обязательные для пра­воприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии кодексов и другие акты, не имеющие значения в правоприменительной практике.

2. В зависимости от субъекта издания интерпретационного акта и нормативно - правового акта они могут быть аутентичными, когда акт принимает и толкует один и тот же субъект, или легальными, когда норму права толкует субъект, который на это управомочен; 3) в зависимости от внешней формы они могут быть письменными и устными. Интерпретационные акты могут принимать форму указов, приказов, постановлений, инструкций и т. д.

4. По юридической значимости выделяют актынор­мативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования носят общеобязательный характер, так как распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитан на неоднократное применение. Актами нормативного толкованияявляются руководящие разъ­яснения Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и акты разъяснения Конституционного Суда.

Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным случаям и конкретным лицам.

В теории права акты нормативного толкования рассматриваются как правоположения, акты казуального разъяснения — как преце­денты толкования. Правоположения имеют уточняющий характер, прецеденты толкования служат в качестве образца при разрешении аналогичных дел.

5. По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Интерпретационные акты правотворчества представляют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного или легаль­ного толкования. Такими актами являются указы, постановле­ния, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные норма­тивные акты.

Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных актов.

6. По отраслям права выделяют конституционно – правовые, уголовно – правовые, административно – правовые акты толкования;

7. В зависимости от органов, дающих толкование, различаюь акты органов государственной власти, управления, судебных, прокурорских органов и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: