В Концепции коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и подростков коррекционно-педагогическая деятельность занимает центральное положение в едином педагогическом процессе.
По объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе общего образования ему отводится довольно заметное место на пересечении его составляющих: обучения, воспитания, развития.
Коррекция как самостоятельная единица педагогического процесса должна взаимодействовать с социальной средой, поскольку для коррекционно-педагогического процесса она является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса.
Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические направления:
1. корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными) – т.е. «терапия средой»;
2. специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
3. целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
4. психогигиена общения и семейного воспитания.
Основные тактические направления коррекционной работы:
1. нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
2. компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой он может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечение спортом, техникой, музыкой и т.д.);
3. восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
4. постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
5. интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
6. усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
7. накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей.
В коррекционно - педагогической деятельности используются такие методы, как переубеждения, принуждения, приучения, «реконструкции» характера, «взрыва», переключения, поощрения и наказания (по А.И. Кочетову).
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:
1. суггестивные (суггестия – внушение, намек) и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;
2. дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;
3. метод «сократического диалога»;
4. методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;
5. методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;
6. методы конгруэнтной коммуникации, метод разрушения конфликтов и т.д.
Вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практико-ориентирована и нацелена на высокий уровень результативности. Коррекционно-педагогическая деятельность должна опираться на прочную базу координаций усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, в формировании у них социально значимых качеств личности.