Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности

Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность - со­ставная часть единого педагогического процесса, то она должна обладать определенным «рабочим полем», быть очерчена «кругом влияния», сферой своего воздействия, иметь определенную струк­туру и направления (векторы) воздействия.

Во-первых, в рамках концепции коррекционно-развивающего образования и воспитания детей и подростков коррекцион­но-педагогическая деятельность занимает центральное (сердце­винное) положение в едином педагогическом процессе.

Во-вторых, коррекционная деятельность, являясь одной из составных частей общего образования, в то же время имеет свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспи­тательного процесса.

В-третьих, по объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе общего образования ему отводится довольно заметное место на пересечении составляющих образо­вательного процесса (обучения, воспитания, развития).

В-четвертых, коррекция как самостоятельная единица пе­дагогического процесса должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку для коррекционно-педагогического процесса она является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагоги­ческого процесса.

Социальная среда оказывает влияние на всех этапах педагогиче­ского процесса, она определяет социальные цели общего образова­ния; становление и разносторонне развитие личности учащегося; его социализацию и компенсацию недостатков в общем развитии; ус­воение социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьни­ка с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Определив рамки коррекционно-педагогической деятельности и его ведущие компоненты, обозначим ведущие стратегические на­правления этого процесса. Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические направления:

корректирующее воздействие на ребенка средовыми фактора­ми (природными, социальными) - т. е. «терапия средой»;

специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

целенаправленный подбор культурно-массовых и оздорови­тельных мероприятий;

психогигиена общения и семейного воспитания.

В коррекционно-педагогической работе с детьми и подростка­ми с отклонениями в развитии и поведении выделяются следую­щие направления коррекционной деятельности:

нормализация и обогащение отношений ребенка с окружаю­щим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;

компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в кото­рой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);

восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);

постоянная стимуляция положительных качеств, не утратив­ших социальной значимости;

интенсификация положительного развития личности, форми­рование ведущих положительных качеств;

усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

накопление навыков нравственного поведения, здоровых при­вычек и потребностей на основе организации деятельности уча­щихся по удовлетворению их интересов;

исправление как преодоление отрицательного, т. е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существует определенный инструментарий: методы, приемы и средства достижения поставленной цели, реали­зации конкретных задач; осуществление соответствующих меро­приятий по различным направлениям деятельности.

В коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспи­тательно-профилактическую направленность, цель которой - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов лич­ности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у ребенка, выделяется группа методов: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, «реконструкции» характера, «взрыва», переключения, поощрения и наказания (А. И. Кочетов).

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:

суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;

дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воз­действия;

метод «сократического диалога»;

методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;

методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;

методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конф­ликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод пове­денческого тренинга и т. д.

Все эти методы и методики коррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной зада­чи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его лично­сти и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

Поскольку отклонение в развитии и поведении чаще всего су­ществует как сложная интегрированная проблема, то и ее коррек­ция решается с точки зрения комплексного подхода, т. е. на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения природы и этиологии отклонения в развитии и поведе­нии. В разработке программы коррекционно-педагогической дея­тельности и ее реализации должны присутствовать как компонен­ты преодоления недостатка, отклонения, так и шаги по его про­филактике; в то же время программа должна включать действия по формированию личности ребенка, с опорой на его положи­тельные качества. Содержательная часть коррекционно-педагоги­ческой деятельности должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в познавательной деятельности, но и на фор­мирование мировоззрения, социально значимых знаний, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практико-ориентирована и нацелена на высокий уровень результативности; она должна быть пронизана идеей сотрудни­чества и взаимодействия между объектом и субъектами коррекционно-педагогического процесса, между ученическим и педагоги­ческим коллективом; коррекционно-педагогическая деятельность должна опираться на прочную базу координации усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, в фор­мировании у них социально значимых качеств личности. Только таким образом, при сохранении строгой последовательности всех элементов и этапов деятельности (от постановки цели до дости­жения конечного результата, сравнения намеченных рубежей и достигнутого результата до самооценки и самоанализа всего про­цесса коррекционной деятельности) можно говорить о результативности коррекционно-педагогической деятельности, о ее психолого-педагогической значимости в едином педагогическом про­цессе общеобразовательной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: