Методические рекомендации

Проекты готовятся в мини-группах (по 3-4 человека) и представляются в учебной группе. С докладом выступают один или все представители мини-группы; продолжительность доклада – до 20 мин. Использование электронной презентации приветствуется. Выслушав доклад, аудитория в течение 10-15 мин задает вопросы выступающему и другим членам его группы. Баллы присуждаются за участие в проекте, за выступление с презентацией проекта, за активное обсуждение доклада.

Участники обсуждения заполняют «аттестационный лист», в котором аргументировано представляют свою оценку презентации.

Примерный вид аттестационного листа.

Тема и авторы проекта Уровень теоретической проработки доклада Ответы на дополнительные вопросы Качество презентации Умение «держаться» перед аудиторией
         

По итогам работы мини-группа предоставляет преподавателю письменный отчет, который должен включать следующие пункты: название темы; состав участников творческой группы; цель проекта; роли участников проекта; планирование работы; круг теоретических вопросов, которые пришлось освоить в ходе выполнения проекта; ключевые понятия; с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе выполнения проекта.

4. Вопросы к собеседованию (II промежуточная аттестация)

1. Производственная и условнорефлекторная деятельность. Социальное и биологическое сообщества, социальное и биологическое поведение (по материалу хрестоматии)
2. Хозяйственная деятельность и стойбища хабилисов (по материалу хрестоматии)  
3. Использование и добывание огня; значение этого фактора (по материалу хрестоматии)  
4. Жилища архантропов и палеоантропов: сравнительный анализ (по материалу хрестоматии)  
5. Брачные отношения в праобщине палеоантропов (по материалу хрестоматии)  
6. Причины возникновения и этапы развития общинно-родового строя. Причины возникновение общин с материнским счетом родства.
7. Развитие производительных сил в позднем палеолите и в мезолите: сравнительный анализ. Влияние природно-климатического фактора.
8. Основные технические достижения эпохи неолита и энеолита.  
9. Причины и предпосылки перехода к производящему хозяйству. Проблема места и времени его возникновения. Основные формы земледелия.
10. Первое и второй общественные разделения труда: причины, предпосылки и последствия.  
11. Общественные и семейно-брачные отношения в раннеродовой и позднеродовой общине: сравнительный анализ
12. Причины перехода от уксорилокальности к вирилокальности, от материнского к отцовскому счету родства. Патриархальная семья.
13. Развитие производящего хозяйства в позднем неолите.    
14. Суть противоречий между общинными нормами и частнособственнической психологией на этапе формирования ранних государств. Престижная экономика.
15. Формы межобщинной и внутриобщинной эксплуатации и их характеристика. Черты патриархального рабства.
16. Военный вариант политогенеза и военно-иерархическая форма организации власти.  
17. Аристократический и плутократический варианты политогенеза. Вождество как форма организации власти.
18. Признаки государства. Особенности ранних государств.  
19. Традиционные и постиндустриальные общества в современном мире: суть противоречий, их причины и возможные пути разрешения.

5. Виды, методические указания и темы самостоятельных

письменных работ

Пополнить общее количество баллов по практическо – исследовательскому блоку можно не только на практических занятиях, но и самостоятельно выполнив письменное задание - написав реферат, конспект статьи по истории первобытного общества, составив тест, разработав электронную презентацию доклада по вопросу лекции или семинарского занятия.

Написание реферата

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат может быть репродуктивным (воспроизводящим содержание первичного текста) и продуктивным (содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого текста).

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов (смотри ниже) или по согласованию с преподавателем. Студентам предоставляется возможность написать по одному реферату к каждому модулю. Реферат оценивается до 5 баллов.

Реферат по курсу «История первобытного общества» представляет собой научное исследование и должен соответствовать определенным требованиям. Он должен включать титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить актуальность темы, объект и предмет, цель и задачи исследования, характеристику использованных источников информации.

В основной части излагаются сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из номера, под которым это издание располагается в списке использованной литературы, а также указание на номер страницы цитируемой части текста: например: [1, с. 20] или [2, с. 5-6]. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи.

Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, рисунки, фотографии и т.д.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: