double arrow

Историческая школа права

С критикой рационализма теории естественного права и идей просвещения в начале XIX в. выступил ряд немецких юристов, создавших историческую школу права.

Взгляды

*Нет естественного права.

*Есть лишь положительное право.

*Оно имеет свои законы развития, не зависящие от разума.

*Само право – историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться.

Обычай – дух народа – источник права

* Подлинным бытием, источником права является не закон, произвольно принимаемый, изменяемый, отменяемый государством, а обычай, выражающий дух народа.

Основатель исторической школы права

*Профессор права в Геттингене Густав Гуго (1764–1844 гг.).

Книга: “ Учебник естественного права, или философия положительного права ”.

Отвергает концепцию общественного договора:

* Во-первых, таких договоров никогда не было – все государства и учреждения возникали и изменялись другими путями;

* Во-вторых, общественный договор практически невозможен – миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям;

* В-третьих, концепция общественного договора вредна – никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора.

Власть и право возникали по-разному. Исторически.

* Все правовые системы существуют только временно, для определенного народа в определенный исторический момент.

Возникновение права.

*Право возникает из потребности решения споров.

*Юридический порядок – такой порядок, при котором возникающие споры решаются третьим лицом. Это решение споров предоставлено власти.

*Признак права – принуждение, но не только по установлению государства.

*Независимо от законодательной власти с древних времен существует и развивается обычное право, преторское право.

Право развивается также как язык и нравы народа

Статья “ Являются ли законы единственными источниками юридических истин ”:

* Язык и нравы развиваются сами по себе, без договоров и предписаний.

* Право развивается также, как правила игры. В процессе практики. Постепенно. В процессе игр возникают и постепенно получают общее признание определенные способы решения этих ситуаций.

* Кто их автор? Все – и никто.

* То же и право – оно складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа.

* Обычаи, в отличие от закона, общеизвестны и привычны.

* Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.

Различие наук о праве

* Юриспруденция должна состоять из трех частей:

- юридической догматики;

- философии позитивного права;

- истории права.

Юридическая догматика – это «юридическое ремесло» - она занимается действующим позитивным правом. Для нее достаточно эмпирического разума.

Философия и история права составляют «разумную основу научного познания права». Это – «элегантная юриспруденция».

История права призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем.

ПРАВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНЕНО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕВОЛЮЦИИ – КОНСЕРВАТИЗМ.

Фридрих Карл Савиньи (1779-1861 гг.).

Профессор Берлинского университета

Повод

1814 г. была опубликована брошюра юриста Тибо с призывом созвать съезд юристов, теоретиков и практиков, для разработки общего для всей Германии гражданского уложения.

Ответ

Савиньи ответил Тибо брошюрой “ О призвании нашего времени к законодательству и правоведению ”.

Взгляды

* Право не создается законодателем.

* Оно не может зависеть от случая или произвола власти.

* Право – продукт народного духа!

* Право – это не отвлеченные понятия. Это живое восприятие юридических институтов общим сознанием данного народа.

Природное право

* Поначалу – символические действия, отражающие установление или прекращение юридических отношений.

* Далее – н орма становится больше, запомнить их все могут только специальные люди – юристы.

* Они обосабливаются в особе сословие.

Научная обработка права юристами – обязательная и необходимая предпосылка законодательной деятельности.

ЛИБЕРАЛИЗМ

Великая французская революция открыла дорогу развитию капитализма.

Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование “ гражданской свободы ”, понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати.

Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: