Эдмунд Бёрк (1729-1797). Традиционализм

Род. в Дублине. Изучал право в Лондоне. Личный секретарь премьер-министра Великобритании. Член парламента. После революции во Франции 1789 г. увидел в народном движении опасность для Англии. Писал памфлеты против революции. Одно из главных – “Размышления о французской революции” (1790 г.).

Критика просветителей

* Метод теоретиков французской революции априорен. Они неверно представляют себе природу человека и общества.

* Не было никакого общественного договора.

Человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей.

* Неверна теория народного верховенства.

Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо.

* Воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе - фикция.

* Все представления о свободе – абстрактны.

Они ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек изначально не свободен от наличного общества и общественных связей.

*Народный суверенитет – это “ самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу ”.

* Теория прав человека – фикция.

- Люди не равны (!) В обществе неизбежно социальное и политическое неравенство.

- Локк и Руссо рассуждают априорно, абстрактно, отвлеченно, не конкретно. Поэтому их выводы ничего общего с действительностью не имеют.

Права человека конкретны

* Права человека – не права абстрактного человека

* Все выводы нужно делать только из исторического опыта веков, из традиции.

* – ТРАДИЦИОНАЛИЗМ.

* Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы.

Право

* Право есть произведение народной жизни.

* Государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции

* Они не могут быть перестроены по воле людей:

Парижские философы в высшей степени безразличны по отношению к тем чувствам и обычаям, на которых основывается мир нравственности... В своих опытах они рассматривают людей как мышей ”.

Честный реформатор не может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится ”.

Учение о праве

* Должно изучать исторический опыт, законы и практику, а не априорные доказательства и фикции.

Противостояние рационалистических идей Просвещения и традиционализма и историзма получило развитие в учении исторической школы права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: