Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения: “ Феноменология духа ” (1807 г.), “ Наука логики ” (1812–1816 гг.), “ Энциклопедия философских наук ” (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права – “ Философия права ” (1821 г.).
Философия Гегеля – объективный идеализм.
*- Есть т.н. «абсолютная идея» - некая первосущность, основа мира, бытия.
*- Бытие и мышление – едины. Они – объективны по сути.
*- (!) Мышление проявляется в Материи.
* Материя, природа – «инобытие» абсолютной идеи, этого объективно существующего мышления.
* Мир развивается по тем же законам, что и разум, по законам логики.
Государство и право
*- Человек наделен изначально абсолютной свободой.
*- Но подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля.
|
|
Интересы индивидов различны. (!)
* → Отсюда – противоречия.
Гражданское общество
* Объединение индивидов “ на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности ”.
* Гражданское общество, даже с помощью законов, не способно урегулировать возникающие противоречия.
Государство
*- Только государство может покорить и упорядочить гражданское общество.
Только в государстве проявляется идея абсолютной свободы и абсолютного права (!).
* Если свобода – это осознанная необходимость, то она может быть достигнута только в государстве.
* Если история человечества – путь к осознанию свободы, то государство – «шествие бога по земле»!
Право
* Это осуществление, непосредственное бытие свободы.
* ИЛИ: право – это инобытие абсолютной идеи свободы.
Ступени развития идеи права
- абстрактное право;
- мораль;
- нравственность.
1) Первая ступень – абстрактное право.
* Свободная воля первоначально проявляется в качестве индивидуальной воли → индивидуальная воля воплощается в отношениях собственности → свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность).
- Общий принцип абстрактного права: “ Будь лицом и уважай других в качестве лиц ”.
- Абстрактное право имеет формальный характер. Оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью.
- Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.
2) Вторая ступень в развитии идеи права – мораль.
* Человек начинает сознательно относится к своим поступкам.
* Лицо становится деятельным субъектом.
|
|
* Свободная воля определяется внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами.
Моральный поступок может вступить в конфликт с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.
Свобода проявляется в:
- способности индивидов совершать осознанные действия (умысел);
- ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо);
- соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).
→ в учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.
3) Третья, высшая, ступень – нравственность.
* Нравственность – это осознание человеком своих прав, обязанностей, добра и зла.
* С ознательное подчинение своих поступков общим целям.
* Нравственность формируется в семье, гражданском обществе и государстве.
Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли.
Лекция 13. БОРЬБА КОНСЕРВАТИВНЫХ И ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В КОНЦЕ XVIII -НАЧАЛЕ XIX В.
Распространение идей французских просветителей, Великая французская революция, якобинский террор, революционные и наполеоновские войны – все это вызывало ненависть и отпор реакционных классов феодальной Европы. Основным предметом нападок реакционеров была идеология Просвещения.