Психологическая теория права

* Становление психологии как самостоятельной науки отразилось на других науках.

* В том числе и на юриспруденции.

* Появились новые данные о природе человека.

На рубеже XIX –XX вв. начали складываться крупные научные психологические школы. Они по разному трактовали психику человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931 гг.)

Профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета. Книга “ Теория права и государства в связи с теорией нравственности ” (1907 г.).

Право

* Коренится в психике индивида.

* Правовой феномен НЕ “ где-то в пространстве над, или между людьми, в “социальной среде” и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там ”.

Источник права

* Эмоции человека.

* Эмоции – главный побудительный (“ моторный ”) элемент психики.

* Эмоции заставляют людей совершать поступки.

* Два вида эмоций:

1) Моральные – односторонние.

* Осознаются человеком как обязанность, долг.

(!) Когда человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает мысли, что нищий вправе требовать эту милостыню.

2) Правовые - двусторонние

* Человек, совершая правовой поступок, представляет аналогичные правовые эмоции другого человека.

Наше право – это долг другого лица

Наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц ”.

Правовые нормы

* В них присутствует осознание человеком как своих прав и обязанностей, так и прав и обязанностей другого лица.

* ВООБЩЕ любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях – правовые.

* Например, правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.

* Эти нормы создаются не в результате совместного проявления эмоций всех участников правоотношений. Они создаются сознанием каждого индивида в отдельности. Т.Е. они сугубо индивидуальны:

Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом ”.

Интуитивное право

* Наряду с позитивным правом существует интуитивное право, также основанное на правовых эмоциях.

* Например: право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций.

Интуитивных прав столько, сколько индивидов ”.

Состояние народной психики

* Определяет соотношение интуитивного и официального права в каждой стране.

* Россия начала ХХ века.

- в ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Российское законодательство несовершенно. А правоприменительная практика зачастую выражается более в местных традициях и обычаях.

- поэтому Россия является “ царством интуитивного права по преимуществу ”.

Реформы законодательства

* На основе научных знаний.

* Политика права – прикладная дисциплина. ЕЕ цель – на основе всех имеющихся знаний выработать научное решение той или иной проблемы.

* Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики.

Воспитание людей

* Главное не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей.

В будущем

* Право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения.

Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным ”.

Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

Школа “свободного права”

* Критика юридического позитивизма (идея о беспробельности права).

* Против “ слепого буквоедства догматики ”.

* Право не может быть сведено к нормам закона.

* Писаное право абстрактно, безлично, схематично.

* Ж изнь конкретна, разнообразна, изменчива.

* Не все то, что записано в законе, получает осуществление на практике.

* Многое, что сложилось в практике помимо закона, имеет правовой характер.

Новое учение о праве

* Представители школы “свободного права” утверждали:

* Оскар Бюлов – немецкий юрист. Работы: «Закон и судья» (1885)

- закон “ еще не есть действующее право. Все, что законодатель в состоянии создать, это лишь план, лишь набросок будущего желательного правопорядка ”.

Пробелы в законе

* Пробелы в законе неизбежны, т.к. жизнь постоянно развивается и невозможно придумать закон на все случаи жизни.

* Закон – не единственный источник права. Практика противостоит “ мертвой букве закона ”.

* Право нужно искать в жизни, в общественных отношениях, в правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества.

Свободное нахождение права

* На формирование и развитие права оказывают влияние множество факторов. В том числе – деятельность судей, их свободное убеждение («свободное нахождение права»).

* Применение права (вынесение судебных решений) основывается не только на логике (построение силлогизма), но и зависит от чувства, эмоций, интуиции квалифицированных юристов.

Один из ярких представителей этого движения германский юрист Канторович назвал это направление “ движение в пользу свободного права ”, другие – “ школа свободного права ”.

Канторович приводит пример:

- средневековый юрист Бартолиус интуитивно (“ по справедливости ”) решал правовые казусы, а затем поручал ученикам подобрать для этих решений обоснования из источников римского права.

В этом Канторович видел проявление свободного права.

Источник правовых конструкций

- “ не закон и не логика, а свободное право или воля: либо воля добиться желательных результатов, либо воля избежать результатов нежелательных ”.

Свободное право – не обычное право (!) (!) (!)

* Все должно решаться по закону (intre legem).

* В случае пробела в законе – должно решаться «свободно» кроме закона (praeter legem).

* И только в исключительных случаях – против закона (contra legem). И то – только как отрицание старой, отжившей нормы закона.

Школа “свободного права” не создала единой концепции права (“столько же теорий, сколько теоретиков”), но подготовила становление психологической, социологической и иных теорий права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: