Австрийский правовед. Род в г. Черновцы. Окончил Венский университет. Был его деканом и ректором. Наиболее значительное его произведение – “ Основы социологии права ” (1913 г.).
Призыв
- исследовать “ живое право ”:
“ Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все остальное – лишь голое учение, норма решения, догма или теория ”.
Право первого прядка
* В процессе практики (торговля, производство, обычаи) естественным образом складываются нормы взаимоотношений различных сообществ и социальных союзов:
- семья;
- производственное объединение;
- корпорация;
- товарищество и др.
* Это – “ самодействующий порядок общества ”, “ общественное право ”, или право первого порядка.
Право второго порядка
* Для охраны права первого порядка и регулирования спорных отношений государство и юристы создают “ нормы решений ”, или право второго порядка:
- уголовное;
- процессуальное;
- полицейское право.
* Эти нормы не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы.
|
|
* “ Право, прежде всего, есть организация ”.
Живое право
* Результат взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права.
* Оно не установлено в правовых положениях, но господствует в жизни:
“ Живое право есть внутренний распорядок человеческих союзов ”.
* Государство не должно произвольно вмешиваться в функционирование этих союзов.
* ПОЭТОМУ: закон – не столько право, сколько один из способов обеспечения права.
* Повышается роль судей. Они, вынося решения, проявляют его (права) «свободное нахождение».
* Решающая роль принадлежит не “ мертвым параграфам закона ”, а свободному слову квалифицированных юристов.
* Еще до принятия закона складывается “ Право юристов ” – жизненное представление юристов о сущности необходимой нормы права.
* НО: “ Свободное нахождение права не означает свободу судей от закона ”.
Учение Эрлиха оказало значительное влияние на социологическую юриспруденцию Роско Паунда (США), а идеи школы “свободного права” о судебном правотворчестве были созвучны идеям “реалистической школы права”.
Паунд Роско ( 1870, Линкольн, Небраска, - 1964, Кембридж, Массачусетс), американский юрист, глава так называемой социологической, или гарвардской, школы права. Преподавал в Гарвардском университете (отсюда и наименование школы). Основные положения своих работ он объединил в книге "Юриспруденция", т. 1-5, 1959.
Попытка интерпретировать
На американском материале идеи, заимствованные у европейских школ " живого права " (Е. Эрлих).
Право
* Не " собрание постулатов ", не «право в книгах»
* Но и деятельность суда, сам фактически сложившийся правовой порядок.
|
|
Нужно
* Прагматический, " инструментальный " подход к праву
* Расширение свободы судейского усмотрения.
Правосудие без права
* Формула о " правосудии без права ", то есть свободной судейской деятельности, не связанной действующим правом.
Реалистическая школа права
* Норма права — это всего лишь мнение законодателя о праве.
* Всякая правовая норма неизбежно превращается в нечто застывшее и отстающее от жизни.
* Судья может принять или не принять ее во внимание.
* Право должно изменяться непрерывно, что возможно в том случае, если правотворческой силой будет суд.
Право – это то, что решает суд.