Общественный строй Вавилона

На верхней ступеньке социальной лестницы стоял царь со своими придворными, высшими чиновниками и жречеством. Важные позиции в государстве, которое постоянно вело войны, занимали военные. На нижних ступенях стояли крестьяне, ремесленники, в среде которых также наметилось расслоение: от богатых ремесленников и торговцев, до крестьян и мелких ремесленников. Труд ремесленников, особенно квалифицированных, ценился выше, и они занимали более высокое положение в обществе, чем крестьянин или торговец.

В вавилонском государстве процветало рабство. Первые рабы являлись, по-видимому, пленниками, которых не убивали, а заставляли работать.

Другим источником рабства являлась долговая кабала свободных крестьян, когда за ссуду в залог или за долги крестьяне, ремесленники отдавали членов семьи или себя кредитору. Хаммурапи ограничил пребывание в таком рабстве 3 годами, вне зависимости от суммы долга.

Еще могли быть обращены в рабство лица, совершившие преступления. В наказание преступник должен был рабским трудом искупить свой грех перед потерпевшим.

Большой группе бесправных рабов противостояли свободные граждане, которые также были на разных социальных ступенях.

Кроме этих двух классов – рабов и свободных (авилумов) – в вавилонском обществе существовали мушкенумы, состоящие на службе у государства, царя. Это были полусвободные люди, занимавшиеся ремеслом, обязанные платить оброк дворцу. Мушкенумы также должны были участвовать в военных походах. С одной стороны, они сами могли владеть рабами, с другой – они были зависимы от своих начальников, занимая промежуточное положение между свободными гражданами и рабами.

Во времена правления преемников Хаммурапи Вавилон неуклонно стал терять лидирующее положение в Месопотамии. В XVI веке до н.э. Вавилония ослабла и надолго попала в зависимость от различных государств

И только в VI в. до н.э. при Навуходоносоре – последнем значительном правителе Вавилона - Вавилон переживает новый подъем. Границы вавилонского государства охватывали теперь области от Палестины и Сирии до Персидского залива.

Но потомки Навуходоносора, так же как и Хаммурапи не смогли удержать государство от упадка, кроме того, к востоку от Вавилона окрепла Персия, проводившая агрессивную завоевательную политику. В 539 г. до н.э. персидский царь Кир завоевал Вавилон. Сама Вавилония после падения столицы еще некоторое время просуществовала, однако уже не оказывала больше никакого самостоятельного влияния на политику в Междуречье.

Вавилонское право является одним из самых разработанных в странах древнего Востока.

Древнейшей формой права является правовой обычай. Обычай – правило поведения, известное определенному кругу лиц и передающееся из поколения в поколение – представляет собой устойчивую форму права. Обычай, построенный на традиции, может закреплять общественные отношения, сложившиеся многие столетия тому назад.

Среди актов государственных органов высшими по своей юридической силе были акты царской власти. Следует отметить, что законы и сборники законов древневавилонских царей во многом представляли собой лишь запись давно сложившихся правовых обычаев и судебных решений.

Законы Хаммурапи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: