Тема 6. Государство и право франков (V - IX вв.)

Начало средневековья совпало с массовым переселением народов. Великая миграция захватила гуннов, германцев, славян, арабов. Возникали и распадались этнические группы. Границы Римской империи беспрерывно атаковали так называемые варвары. В их числе были германские племена и салические франки. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.

Важным катализатором исторического развития были частная собственность, унаследованная от античности и христианская религия, которая распространилась в большинстве германских племен в 4 в.

В Европе в период варварских государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивается вокруг королевской власти, первые государственные образования приобрели форму раннефеодальных монархий. Развитие феодальных отношений привело к усилению децентрализации государственной власти, к феодальной раздробленности.

Способом поддержания государственной власти стали договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство в Западной Европе 9-13 вв. превратилось в великое множество государств-поместий и приняло форму сеньориальной монархии.

13-15 вв. – тенденции к консолидации государства вокруг короля, который, в свою очередь, искал поддержку у представителей богатых сословий. Этот период средневековых западноевропейских государств получил название сословно-представительной монархии.

В 16-18 вв. (период позднего средневековья) государства в Европе вступили в стадию абсолютных монархий: королевская власть опиралась на военно-полицейскую силу, бюрократический аппарат, устраняла политическую оппозицию. Падение абсолютизма привело к началу Нового времени истории, представительной демократии.

Христианская религия во многом способствовала централизации государственной власти, ее усилению. Короли подносили церкви большие дары, чаще в виде землевладений. Церковь постепенно превращалась в крупного землевладельца, в самостоятельный политический институт, претендующий на государственную власть.

Симбиоз государственной и церковной власти привел к образованию в средневековой Западной Европе специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианской веры, бороться с еретиками. Суды инквизиции отвергали дохристианские виды судебных доказательств – ордалии, пытались ввести рациональное начало в судебный процесс (письменное судопроизводство). Вместе с тем, инквизиция ввела презумпцию вины, ряд жестоких пыток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: