Школы индийской философии

Примерно с VI в. до н.э. начина­ется процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выде­лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (схема 9).

Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при­знают еще и иные источники знания: ньяя, Вайшешика, санкхья и йога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ — к VII—VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья. В эпоху Древнего мира можно говорить только о существовании предпосылок веданты (в виде текстов упанишад, Бхагавадгиты и т.д.), поэтому изложение философии веданты дается в Части II.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источ­никах; это буддизм, джайнизм и Чарвака.

Ортодоксальные школы

Миманса (Mimämsä)

Буквальное значение термина «миманса» — «размыш­ление», «исследование», т.е. решение некоторой пробле­мы путем рассуждения и критического исследования. Внутри мимансы различают два основных течения: более раннее — пурва-миманса, в котором главной задачей является исследование ве­дического ритуала, и более позднее — уттара-миманса, где главной це­лью стало исследование процесса познания и его форм.

Основные труды.

Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-сутра» (ок. 200 г. до н.э.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: