Свидетельство (шабда)

Свидетельство (шабда) есть знание о невоспринимаемых объек­тах, которое мы получаем от авторитетных лиц. (Аналогично, современ­ные люди еще в школе узнают, что все вещи состоят из атомов, а атомы состоят из элементарных частиц (электронов, протонов и т.п.), и, хотя школьники непосредственно не воспринимают эти частицы, они согла­шаются с этим учением, доверяя авторитету учителей и ученых).

Недостоверными видами познания считаются: память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент.

Кроме того, в ньяя подробно рассматриваются и изучаются различ­ные составляющие и виды познавательного процесса, например: цель (ради которой совершается действие), дискуссия ради отыскания исти­ны и спор ради победы, ошибки в логическом выводе и нечестные улов­ки, применяемые в споре, и т.д.

Объекты познания

Объекты познания. В ньяя выделяются не только различные спосо­бы познания, но и объекты, достойные того, чтобы их познавать, т.е. наибо­лее важные для освобождения. К ним относятся: наше «я» (атман), тело, чувства и воспринимаемые чувствами качества (запах, вкус и т.п.), позна­вательная способность человека, манас-ум, деятельность человека, ум­ственные дефекты, повторное рождение (по закону кармы), чувство удо­вольствия и неудовольствия (боли), страдание и свобода от страдания.

Отношение к Богу

Отношение к Богу. В ньяя признается существование Бога. Он понимается как первопричина творения, поддержания существования иразрушения мира. Мир создается Богом ради блага всех живых су­ществ. Но сами эти существа, обладая свободой воли, могут поступать как хорошо, так и плохо, принося тем самим себе радость и страдания. Но под руководством Бога все они (рано или поздно) постигнут свою природу и природу реальности и освободятся от страданий.

Схема 10. Ньяя: виды познания

Вайшешика (Vaiśesika)

Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша», т.е. «различие», «особенность». Свое название данная система получила потому, что в ней особое внимание уделяется категории «различие».

Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение индивидуального «я».

Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по про­звищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.

Основные труды.

Канада. «Вайшешика-сутра»; различные комментарии на эту работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: