Философские воззрения

Йога и другие школы индийской фи­лософии. Значение йоги как метода постижения высшей истины при­знается почти во всех школах индийской философии — как ортодок­сальных, так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реа­лизации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и Чар­ваки.

Как философское учение йога во многом смыкается с учением санк­хьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле йогу можно считать практическим применением теории санкхьи.

Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

Природа человеческого «я».

Само по себе человеческое «я» пред­ставляет собой чистое сознание. Но по незнанию это «я» отождеств­ляет себя с умом-читтой, которое является первым продуктом прак­рити (материи), состоящим (как и пракрити) из трех гун: саттва (ис­точник удовольствия), раджас (источник действия и страдания) и тамас (источник пассивности и апатии).

Ум-читта (являясь продуктом пракрити) сам по себе лишен созна­ния, но, находясь рядом с «я», он с такой силой отражает «я», что начи­нает казаться разумным. Когда читта приходит в то или иное душев­ное состояние, «я» отражается в нем и склонно считать это состояние своим собственным, т.е. «я» кажется, что оно само переживает взросле­ние и старение, сон и бодрствование, ощущения радости и страдания и т.п. (табл. 11).

Человеческое «я» связано с физическим телом и тонким телом, со­стоящим из чувств, внутреннего ума (манаса), эмпирического «я» (с ко­торым связаны переживания радости и страдания). Состояния физи­ческого и тонкого тела оказывают влияние на ум-читту, усиливая или ослабляя в нем влияние тех или иных гун.

Освобождение.

Высшая цель йоги состоит в достижении освобож­дения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осозна­нию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо огра­ничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следствен­ным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разруше­ния.

Таблица 11. Пять основных состояний читты

Состояние ума-читты Общая характеристика
Рассеянное, беспокойное Ум блуждает от одного объекта к другому, читта находится под влиянием гун раджас и тамас, притягивается к чувственным объектам, порождает стремление к могуществу
Притуплённое Состояние как во сне, читта находится под влиянием гуны тамас, это ведет к пороку, неведению, сну
Относительно успокоенное Читта освобождается от влияния гуны тамас и находится под влиянием гуны раджас, что создает возможность познания и совершения добродетельных поступков
Сосредоточенное Ум останавливается на одном объекте — предмете размышления, читта освобождается от влияния гуны раджас и находится под влиянием только гуны саттвы
Сдержанное Прекращение всех видов душевной деятельности, читта остается в первоначальном состоянии невозмутимости и спокойствия; это состояние экстаза

Для достижения освобождения возможны три пути.

Таблица 12. Пути освобождения

Карма-йога Путь активного действия
Джняна-йога Путь познания
Бхакти-йога Путь любви к Богу

Для очищения и просветления читты используются восемь вспомо­гательных средств, которым соответствуют определенные правила эти­ческого поведения (табл. 13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: