Философские воззрения

Освобождение. Главная цель челове­ческого существования состоит в полном освобождении индивидуаль­ного «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто только благо­даря правильному познанию реальности.

Онтология. Реальность понимается как все то, что может быть на­звано, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:

1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие», т.е. все существующие объекты (предметы, души, умы и т.д.);

2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е. все не существующие объекты.

Небытие понимается как все несуществующие вещи и факты. Так, вещи относятся к небытию до своего рождения и после гибели. К небытию же относится отсутствие связи между двумя вещами, на­пример отсутствие цвета у воздуха. К последнему виду небытия от­носится отличие одной вещи от другой, например кувшин не является тканью, следовательно, к небытию относится существование кувшина как ткани.

Выделяются шесть видов бытия, т.е. положительных реальностей: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность.

Субстанция

Субстанция понимается как нечто материальное — это то, что имеет качество (выделяются 24 вида качеств), или то, в чем происхо­дит действие (выделяется пять видов действия — поднимание, опуска­ние, сжатие, расширение, хождение). Качество и действие не могут су­ществовать без субстанции, субстанция — это субстрат (носитель) качества и действия. Имеются девять видов субстанции: пять физи­ческих и четыре нефизических. Каждая из физических субстанций имеет определенное качество, воспринимаемое соответствующими органами чувств: земля — запах, вода — вкус, огонь (свет) — цвет, воз­дух — осязаемость, эфир — звук.

Субстанции земли, огня, воды и воздуха состоят из атомов — мельчай­ших неделимых частиц, являющихся вечными (несотворимыми и неунич­тожимыми). Таким образом, выделяются четыре самостоятельных вида атомов. Пятая физическая субстанция — эфир (акаша) — является носи­телем звука. Эфир не состоит из частей, он вечен и един; хотя мы можем воспринимать звук, мы не можем непосредственно воспринимать эфир, и его существование логически выводится из существования звуков.

Нефизические формы субстанции — пространство, время, душа, ма­нас (ум). Пространство и время (как и эфир) — невоспринимаемые субстанции, вечны, едины и всепроникающи. О существовании про­странства мы узнаем из имеющихся различий между «здесь» и «там», «близко» — «далеко», а о времени — из различия между прошлым, на­стоящим и будущим.

Душа

Душа — субстрат (носитель) сознания, она является вечной и все­проникающей субстанцией. Есть два вида душ: индивидуальные «я» и верховная душа («Я», или Бог). Индивидуальные «я» находятся в раз­личных телах и сами по себе различны. Верховная душа («Я») едина и является творцом мира (реальности).

Манас (ум)

Манас (ум) — это особая субстанция, носитель внутреннего чув­ства, благодаря которому воспринимается индивидуальная душа и ее переживания (радость, боль и т.п.). Манас по своей природе атомарен, не имеет никаких частей, он не может иметь более одного пережива­ния одновременно. Его существование выводится логически.

Бог сотворил мир из вечных атомов, рождение и гибель всех слож­ных вещей есть результат соединения и распада определенных комби­наций атомов. Сами по себе атомы не могут двигаться и действовать, первоисточником всякого движения является Бог, который устраивает мир в соответствии с законом кармы, т.е. в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ. Это необходимо для того, чтобы индивидуальные души могли достичь освобождения. Периоды созида­ния и разрушения мира постоянно сменяют друг друга.

Всеобщность — наличие у вещей одного класса общей природы, благодаря которой они, собственно, и относятся к этому классу. Так, все коровы имеют общую природу «коровности», все горшки — приро­ду «горшечности» и т.п. Эта общая природа не рождается при появле­нии на свет индивидуальных коров или горшков, и она не исчезает при гибели отдельных коров или горшков. Эта природа является вечной сущностью, она отлична от индивидуальных вещей, но пребывает имен-

1 Это понятие «общего» в индийской философии соответствует понятию «универса­лии» в европейской философии.

Схема 11. Вайшешика: семь видов реальности

По степени общности эти «общие природы» делятся на:

• пара — самое общее и всепроникающее (например, «бытие»);

• парапара — промежуточное (например, «субстанция»);

• апара — низшее (например, «горшечность», «коровность»).

Особенность — это основа различия между вещами. Обычно мы различаем вещи благодаря тому, что у них есть разные свойства. Но для первичных элементов это было бы невозможно. Так, два атома зем­ли абсолютно ничем не отличаются друг от друга по своим свойствам. Но так как это все-таки два разных атома, то должна существовать некая специфическая сущность, благодаря которой они есть различные атомы, а не один и тот же атом. Именно эта сущность и трактуется как особый вид реальности — особенность.

Присущность

Присущность — это постоянная, вечно существующая связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Эта связь объединяет:

• целое с частями;

• качество и действие с субстанцией;

• всеобщее с особенным.

Так, красный цвет пребывает в розе, движение — в движущемся теле и т.п.

От присущности необходимо отличать такой вид связи вещей, как соединение. Соединение — это временная, случайная связь двух ве­щей, которые обычно существуют самостоятельно.

Санкхья (Samkhya)

Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».

Санкхья — одна из шести ортодоксальных школ древ­неиндийской философии. Философия санкхья строится как перечис­ление основных элементов бытия в порядке их становления: от перво­начал — ко всему многообразию мира.

Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи­ла, живший в VIIв. до н.э.

Основныетруды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача­на-сутра».

Эти работы Капилы, так же как и работы его учеников, до нас не дошли. Древнейшим из сохранившихся является трактат Ишварак-ришны «Санкхья-карика».

Философскиевоззрения. Теория причинности. Философия санк­хья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо­связь материальной причины и ее следствия. Одной из центральных проблем теории причинности, широко обсуждавшейся в древнеиндий-

ской философии, была следующая: пребывает ли следствие в причине еще до того, как оно появляется как таковое?

Представители санкхьи положительно отвечали на этот вопрос. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как резуль­тат реального превращения одного объекта (причины) в другой (след­ствие). Так, например, творог появляется в результате превращения молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенци­ально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины и т.п.

Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас к признанию существования материальной первопричины всех суще­ствующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити (материю).

Онтология. В философии санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити и пу­руши.

Пуруша — это идеальное начало, дух, чистое сознание, высшее «Я», он вечен (не сотворим и не уничтожим) и пассивен.

Пракрити — это «не-Я», материальная субстанция, она вечна (не сотворима и не уничтожима), активна, состоит из трех гун: саттва, рад­жас и тамас (табл. 9).

Таблица 9. Гуны и их свойства

Гуна Общая характеристика
Саттва Лежит в основе всякого удовольствия и является источником всех положительных эмоций
Раджас Лежит в основе всякого движения и изменения, источник страдания и всех отрицательных эмоций
Тамас Лежит в основе пассивности, источник апатии, тьмы, безразличия, аморфности

Гуны не могут непосредственно восприниматься человеком, это умопостигаемые сущности, об их существовании мы может судить только благодаря их следствиям — объектам физического мира, для которых характерно преобладание той или иной гуны и которые, соот­ветственно, вызывают в нас радость, страдание или безразличие.

Гуны могут находиться в состоянии как равновесия, так и противо­борства. В начальном состоянии пракрити гуны пребывают в равнове­сии, они переплетены, как пряди в канате.

При соприкосновении пракрити и пуруши начинается волнение в пракрити, нарушается исходное равновесие гун, они обособляются и, соединяясь в разных комбинациях, образуют мир объектов. Первым приходит в движение раджас, являющийся источником всякого движе­ния, благодаря ему начинают вибрировать саттва и тамас.

Первое, что появляется в мире, это махат, или буддхи. Поскольку эта первосущность является зародышем всех будущих объектов, она есть махат, т.е. великое единство. Но одновременно она есть и буддхи, т.е. интеллект, перед которым стоит задача познания бытия и кото­рый также стимулирует развитие мира. Его возникновение связано с преобладанием гуны саттвы.

Развитие буддхи приводит к появлению аханкары, главной функ­цией которой является чувство «Я и мое».

В зависимости от того, какая гуна является преобладающей, имеют место три вида аханкары (табл. 10).

Таблица 10. Гуны и аханкары

Доминирующая гуна Результат действия аханкары
Саттва Рождается пять органов познания: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние; пять органов действия: находящиеся во рту, в руках, в ногах, анусе и половых органах; они выполняют функции, соответственно, речи, хватания, передвижения, очищения и воспроизводства; манас (ум), который является органом и познания, и действия
Тамас Рождаются пять тонких элементов, являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха; из этих пяти тонких элементов рождаются пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля
Раджас Порождается энергия, необходимая для превращения аханкары, находящейся в первых двух состояниях, в их продукты (следствия)

Схема 12. Санкхья: космогония

Освобождение. Человеческое «я» само по себе свободно и бес­смертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бес­страстным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недоста­точно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь вос­питания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности наше­го «я».

Освобождения мы может достичь или оставаясь в этом мире — при жизни, или после смерти тела — в другом мире.

Отношение к Богу. Философия санкхья отвергает веру в Бога, выдвигая при этом следующие аргументы. Во-первых, существование Бога не может быть доказано. Во-вторых, мы можем объяснить возник­новение и существование мира, не прибегая к понятию Бога, т.е. оно нам не нужно. Некоторые представители санкхьи все-таки допускали существование Бога, но только как бесстрастного наблюдателя, а не создателя мира.

Йога (Yoga)

Термин «йога» переводится как «соединение», «учас­тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание». Йога — одно из шести направлений ортодоксальной индийской фи­лософии. Важнейшей особенностью йоги является разработка сис­темы специальных приемов для достижения особого духовного со­стояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического со­знания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое размышление).

Многие идеи йоги можно обнаружить в древних текстах: в ведах говорится о возможности обретения сверхъестественных способнос­тей благодаря аскетической практике, в ранних упанишадах упомина­ются практика йоги и составные части йоги, в Бхагавадгите говорится о трех путях освобождения (карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога) и т.д.

Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живший около IIв. до н.э.

Основные труды.

Патанджали. «Йога-сутра» («Патанджали-сут­ра»); Вьяса. «Йога-бхашья» («Вьяса-бхашья») — комментарии к «Йога-сутре»; Вачаспати. «Таттва вайшаради» — комментарии к «Йога-бхашья».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: