Термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», что значит «заступничество, оправдание». Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения — в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством (табл. 35).
Время наиболее интенсивного развития апологетики — II—V вв., особенно актуальна она была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства». Отсюда необходимость защиты христианства по трем направлениям.
Таблица 33. Основные направления апологетики
Адресат | Цель |
Иудеи | Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму |
Язычники | Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению |
Римские власти | Доказать правительству свою лояльность |
Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема — отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. В решении этой проблемы сформировались две противоположные позиции (табл. 34).
|
|
Таблица 34. Отношение апологетов к языческой философии
Отрицательное отношение | Положительное отношение |
(Татиан, Тертуллиан) | (Иустин, Климент, Ориген, Августин) |
нет никакой связи между философией и христианским вероучением | философия и христианство имеют общие корни; в ряде философских учений можно обнаружить отдельные идеи христианства |
изучение философии не нужно и даже вредно для веры | изучение философии необходимо для более глубокого постижения истин веры |
Таблица 35. Философские идеи апологетов
Иустин-мученик, казнен ок. 166 г. | Христианство и философия имеют один и тот же источник — Божественный Логос, разлитый во всем мире. Поэтому христианами можно считать и тех философов, которые прожили свою жизнь в соответствии с Логосом (Сократ, Гераклит); Логос теоретически признавали и стоики. |
Татиан, II в., ученик Иустина | Все языческие философы были глубоко безнравственны и невежественны. Христианская мудрость древнее всех философских учений. |
Тертуллиан ок. 150—222 гг. | Язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верю (в это), потому что нелепо»1. |
Климент Александрийский ок. 150—215 гг. | Языческая философия и христианское вероучение — это две ветви одного дерева; истины христианства согласуются с учениями лучших из язычников; философия — это как бы преддверие христианства. Нет знания без веры и веры без знания. Для постижения глубинной сути Священного писания необходимо его аллегорическое истолкование. |
1 Эта знаменитая формулировка «кредо христианства» традиционно приписывается Тертуллиану, хотя в его сохранившихся работах ее нет.
|
|
Окончание таблицы 35
Ориген 185—254 гг., ученик Климента | Христианство — закономерный итог и завершение языческой философии, поэтому изучение христианства надо начинать с изучения философии. Философия является лучшим средством для обоснования и доказательства идей христианства. |
Августин 354—430 гг. | Закладываются основы христианской философии путем синтеза христианства и неоплатонизма. Утверждается примат веры над разумом. |