Ап. Павел: «Ибо, когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих... немудрое Божие премудрее человеков» («Первое послание к Коринфянам»).
Татиан: «Что благородного возникло из ваших занятий философией?»... «Подчиняясь повелениям Бога и следуя закону Отца бессмертия, мы отбрасываем все, что зиждется на человеческом мнении» («Обращение к грекам»).
Тертуллиан: «Ибо философия есть поспешный толкователь природы, промысла Божия и мудрости мира, именно философией провоцируются ереси. Одно и то же все время обсуждается как еретиками, так и философами, и те и другие прибегают к одним и тем же аргументам. Откуда берется зло? Почему злу позволено существовать? Каково происхождение человека? Каким образом он приходит в этот мир? Обсуждается и вопрос, незадолго до того предложенный Валентином: откуда приходит Бог? Сам же он отвечает так: из enthymesis (размышления) и ectroma (откровения). Несчастен Аристотель, который изобрел диалектику для этих людей, искусство возводить и разрушать, искусство, так далеко заходящее в своих предположениях, такое резкое в своих аргументах, толкающее к раздорам, обременительное само для себя, отрекающееся от всего и занимающееся ничем!
|
|
Разве уже ап. Павел не предупреждал об опасности таких досужих размышлений, когда он писал Колоссянам: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому... а не по Христу»....«Какое отношение имеют Афины к Иерусалиму? Какое согласие может быть между Академией и Церковью? Между еретиками и Христианами? Наше научение идет от дверей Соломона, который сам себя научил тому, что Бога следует искать в простоте сердца. Долой все попытки создать смешанное Христианство,
которое будет смесью стоических, платонистических и диалектических идей. Мы не хотим никаких затейливых диспутов после того, как мы получили в обладание Христа Иисуса, никаких дальнейших изысканий после того, как мы усладились Евангелием! С нашей верой нам не нужно более никаких верований. Ибо обладание наиглавнейшей верой не оставляет ничего такого, во что еще мы должны верить» («О предписаниях против еретиков»).
Таблица 36. Апологеты и их апологии
Кодрат, II в. | «Грамота в защиту христиан» к императору Адриану (125—126 гг.) |
Аристид, II в. | «Апология», направленная императору Адриану или Антонину Пию |
Иустин-мученик, казнен ок. 166 г. | «I апология» (ок. 150 г.), «II апология» «Разговор с Трифоном-иудеем» |
Мелитон Сардийский, II в. | «Апология», направленная к императору Марку Аврелию (ок. 170) |
Татиан, II в. | «Против эллинов» (ок. 170 г.) |
Минуций Феликс, (римский адвокат) II в. | «Октавий» — апологический диалог, защищающий христиан от нападок язычника Цецилия (177 г.) |
Афиногор, II в. | «Прошение о христианах» к Марку Аврелию (ок. 177 г.) |
Феофил Антиохийский, II в. | «О христианской вере» к язычнику Автолику (ок. 180 г.) |
Тертуллиан, ок. 150—222 гг. | «Апологетика», «К народам», «К Скапуле» |
еп. Киприан, умер ок. 258 г. | «Книга о суете идолов» |
Климент, еп. Александрийский, ок. 150—215 гг. | «Протрептих» (Увещательное слово к эллинам; Воспитатель; Строматы) |
Ориген, 185—254 гг. | «Против Цельса» (III в.) |
Евсевий, еп. Кесарийский, 260—340 гг. | «Praeparatio evangelica» (IV в.) «Demonstratio evangelica» (IV в.) |
Афанасий Великий, 293—373 гг. | «Слово на язычников» (IV в.) «Слово о воплощении Бога-Слова» (IV в.) |
Окончание таблицы 36
|
|
Василий Великий, 329—379 гг. | «Шестоднев» (V в.) |
Аврелий Августин, 354—430 гг. | «О Граде Божьем» (после 410 г.) |
Кирилл Александрийский, умер в 444 г. | Трактат по поводу памфлета Юлиана Отступника «Против Галилеян» (VI в.) |