Аргументы против языческой философии

Ап. Павел: «Ибо, когда мир своей мудростью не познал Бога в пре­мудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спа­сти верующих... немудрое Божие премудрее человеков» («Первое по­слание к Коринфянам»).

Татиан: «Что благородного возникло из ваших занятий фи­лософией?»... «Подчиняясь повелениям Бога и следуя закону Отца бессмертия, мы отбрасываем все, что зиждется на человеческом мне­нии» («Обращение к грекам»).

Тертуллиан: «Ибо философия есть поспешный толкователь при­роды, промысла Божия и мудрости мира, именно философией провоци­руются ереси. Одно и то же все время обсуждается как еретиками, так и философами, и те и другие прибегают к одним и тем же аргументам. Откуда берется зло? Почему злу позволено существовать? Каково про­исхождение человека? Каким образом он приходит в этот мир? Обсуж­дается и вопрос, незадолго до того предложенный Валентином: откуда приходит Бог? Сам же он отвечает так: из enthymesis (размышления) и ectroma (откровения). Несчастен Аристотель, который изобрел диа­лектику для этих людей, искусство возводить и разрушать, искусство, так далеко заходящее в своих предположениях, такое резкое в своих аргументах, толкающее к раздорам, обременительное само для себя, от­рекающееся от всего и занимающееся ничем!

Разве уже ап. Павел не предупреждал об опасности таких досужих размышлений, когда он писал Колоссянам: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию челове­ческому... а не по Христу»....«Какое отношение имеют Афины к Иеру­салиму? Какое согласие может быть между Академией и Церковью? Между еретиками и Христианами? Наше научение идет от дверей Со­ломона, который сам себя научил тому, что Бога следует искать в про­стоте сердца. Долой все попытки создать смешанное Христианство,

которое будет смесью стоических, платонистических и диалектичес­ких идей. Мы не хотим никаких затейливых диспутов после того, как мы получили в обладание Христа Иисуса, никаких дальнейших изыска­ний после того, как мы усладились Евангелием! С нашей верой нам не нужно более никаких верований. Ибо обладание наиглавнейшей верой не оставляет ничего такого, во что еще мы должны верить» («О предписаниях против еретиков»).

Таблица 36. Апологеты и их апологии

Кодрат, II в. «Грамота в защиту христиан» к императору Адриану (125—126 гг.)
Аристид, II в. «Апология», направленная императору Адриану или Антонину Пию
Иустин-мученик, казнен ок. 166 г. «I апология» (ок. 150 г.), «II апология» «Разговор с Трифоном-иудеем»
Мелитон Сардийский, II в. «Апология», направленная к императору Марку Аврелию (ок. 170)
Татиан, II в. «Против эллинов» (ок. 170 г.)
Минуций Феликс, (римский адвокат) II в. «Октавий» — апологический диалог, защищающий христиан от нападок язычника Цецилия (177 г.)
Афиногор, II в. «Прошение о христианах» к Марку Аврелию (ок. 177 г.)
Феофил Антиохийский, II в. «О христианской вере» к язычнику Автолику (ок. 180 г.)
Тертуллиан, ок. 150—222 гг. «Апологетика», «К народам», «К Скапуле»
еп. Киприан, умер ок. 258 г. «Книга о суете идолов»
Климент, еп. Александрийский, ок. 150—215 гг. «Протрептих» (Увещательное слово к эллинам; Воспитатель; Строматы)
Ориген, 185—254 гг. «Против Цельса» (III в.)
Евсевий, еп. Кесарийский, 260—340 гг. «Praeparatio evangelica» (IV в.) «Demonstratio evangelica» (IV в.)
Афанасий Великий, 293—373 гг. «Слово на язычников» (IV в.) «Слово о воплощении Бога-Слова» (IV в.)

Окончание таблицы 36

Василий Великий, 329—379 гг. «Шестоднев» (V в.)
Аврелий Августин, 354—430 гг. «О Граде Божьем» (после 410 г.)
Кирилл Александрийский, умер в 444 г. Трактат по поводу памфлета Юлиана Отступника «Против Галилеян» (VI в.)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: