Эпоха Средневековья обычно выделяется на базе событий европейской истории (т.е. в христианском мире). Ее условным началом является 476 г. — дата захвата Рима варварами. Впрочем, если говорить о рубеже в развитии собственно античной философии, то точнее будет назвать 529 г. — время
1 Основные центры еврейской философии находились на территории господства ислама.
закрытия последней языческой философской школы (Академии в Афинах). Конец европейского Средневековья и начало следующей эпохи, т.е. эпохи Возрождения — это середина XIV в. для Италии и начало XVI в. для Северной Европы.
Но эта европоцентристская (а точнее, даже западно-европоцентристская) периодизация не вполне соответствует ситуации в других регионах. Так, строго говоря, эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью даже не для всего христианского мира, а только для его части — Западной и Центральной Европы1.
А для буддийского и мусульманского мира определение и начала, и окончания эпохи Средневековья представляет значительные трудности. Так, окончание Средневековья можно связать только с зарождением в этих регионах культуры Нового времени, что случилось не ранее второй половины XIX в. Аналогично и начало эпохи Средневековья в буддийском и мусульманском мире нельзя безоговорочно связать с V или VI в. и тем более с названными выше датами. Об истории мусульманского мира вообще можно говорить только начиная с VII в. (когда возник ислам). А для Индии и Китая, входящих в буддийский мир, условные даты начала Средневековья падают на период III—VI вв., для Японии — это VI—VII вв. и т.д.
|
|
Схема 45. Хронологические рамки эпохи Средневековья
1 Некоторые авторы говорят об эпохе Возрождения в Византии, России и даже в Индии и многих других странах Но в данном случае, если и можно применить этот термин, то только условно, поставив его в кавычки
Общие черты.
Общим для средневековой философии во всех регионах является ее теоцентрический 1характер и тесная связь с теологией. Философия чаще всего выступала в качестве рационального обоснования теологии («служанка богословия»). Поэтому подавляющее большинство философских учений этой эпохи можно назвать религиозно-философскими.
В центре их внимания стояла проблема Бога и его взаимоотношений с миром, и прежде всего с человеком. Важнейшей же задачей человеческого существования считалось обретение спасения (рая — в христианстве, исламе, иудаизме; нирваны — в буддизме). Отсюда интерес к сущности Бога, человека и мира (как творения Бога, по которому мы можем что-то узнать о Творце).