double arrow

Особенности коммуникативной среды Средневековья. Первые рукописные газеты

Важно понять особенности коммуникационной среды Средневековья и присущих ей способов распространения массовой информации. К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность, и создала новую цивилизацию – христианскую. В 313 г. н.э. Константин I объявил христианство государственной религией. На смену античному просвещенному рационализму пришел иррациональный теологический мистицизм и догматизм христианства. То же самое произошло и с информационными процессами. Средние же века – нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике. В этот период вызрело и противоядие против фанатизма – скептическая мысль, которая вносит насмешку, разумное начало и остужает пыл страстей. Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом. Здесь родилась смеховая культура – предтеча сатирического жанра вжурналистике.

Средние века – период между Античностью и Новым Временем. С 5 по 15 вв. – тысяча лет. Выделяют три периода: раннее Средневековье (с 5 по 10-11 вв.); высокое (классическое) (с 10-11 по 14 вв.); позднее (14-15 вв.);15 Христианское сознание – основа менталитета Средневековья. Идеалы христианства: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. Но реально именем Иисуса Христа были замечены и сожжены тысячи инакомыслящих. Гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей – особенность Средневековья. Первые века Средневековья – страх, полуграмотное толкование христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Библия – мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная, «догутенбергова ».Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотного человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость,оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах – тоже. Господствующим жанром в риторике Средневековья было церковное красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедьадресовалась всем – от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формоймассового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды.Риторика Средневековья особая – появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации. Этот пропагандистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей – особенность идеологической пропаганды и агитации .. В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса – университетская лекция (она читалась по книге;лектор – чтец, lectio – чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. Еще один вид коммуникационных процессов того времени – средневековый театр – возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников кцерковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий сиспользованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке –языку разговора с Богом. Ставились специальные церковные пьесы. Разыгрывалисьбиблейские истории. Появилась светская драма на библейские сюжеты (14 в.). Эти пьесы длились один-два дня и раз в месяц исполнялись членами христианской общины. Смеховая культура средневекового города – важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивали вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего «независимого» светского средства массовой информации Средневековья. Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации – важнейшая особенность средневековой информационной среды. «Мужицкий язык» – так называли национальные языки, языки народов Европы. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь – конкретно- образные, наглядные представления. В 13 в. произошел прорыв в письменность живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали использовать народный язык в проповеди. В них вводили сценки из народной жизни, анекдоты – Exempla (пример). Это стало особым литературным жанром. Все это привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио – занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа. Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии – «News Letters», «gazzeta» (от названиямелкой венецианской монетки) – в Венеции. В Японии существовали в допечатноевремя «газеты» – оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Самая древняя«Иомиури Каварабан» (в переводе «читать и передавать оттиск») известна за 1615 г.Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору ираспространению письменной информации, появились специальные цехи писателейновостей (Novellanti – в Риме, Scrittori d'avviso – в Венеции). Но все это можно отнестилишь к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распрост-ранения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго.Вторая половина 16 века в Венеции, называлась Айвизи и продавалась за самую мелкую монету «газета». В России в 17 веке появилась первая рукописная газета, газета посольского приказа «Куранты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: