Раздел 5. Философия мусульманского мира

Философию христианского и мусульманского1 мира в эпоху Сред­невековья объединяло несколько факторов, благодаря чему можно го­ворить об относительно едином культурно-философском простран­стве — христианско-мусульманском мире (в противопоставлении буд­дийскому миру). Важнейшими среди этих факторов можно назвать следующие.

• И в мусульманском, и в христианском мире развитие философии шло на базе античной философии. Причем особое влияние на средне­вековую философию оказали платонизм (вместе с неоплатонизмом) и аристотелизм (перипатетизм).

• Философии отводилась роль «служанки богословия»2, и ее зада­чей было, в первую очередь, рациональное обоснование теологических идей. Поэтому подавляющее большинство философских учений пред­ставляло собой синтез философских идей с религиозными (соответ­ственно, иудаизма, христианства и ислама). И так как христианство возникло на базе иудаизма, а ислам — на базе иудаизма и христи­анства, то уже отсюда следует значительная близость теологических и философских учений.

1 Напомним, что в мусульманском мире кроме собственно мусульманской филосо­фии развивалась еще и еврейская философия, так как центры «еврейской учености» находились на территориях господства ислама.

2 С точки зрения современного человека, роль «служанки» кого бы то ни было до­вольно унизительна. Иначе обстояло дело в Средневековье, вся культура которого была пронизана идеей «служения». И чем выше было положение «господина», тем выше было и положение «слуги». Поэтому служить герцогу было почетнее, чем барону, коро­лю — чем герцогу. Но высшим «сюзереном» был Бог. И поскольку теология — это уче­ние о Боге, а значит, и высшая из всех наук, быть ее «служанкой» означало занимать почетное второе место в ряду всех наук.

Схема 55. Средневековая философия, развивавшаяся на базе античной философии, и ее религиозные источники

• Иудаизм, христианство и ислам часто называют «религиями От­кровения», так как они базируются на соответствующих священных книгах — Ветхом Завете, Библии (Ветхий Завет + Новый Завет) и Ко­ране (во многом близкому к Библии), которые почитаются верующими как Откровение, данное Богом людям.

Все эти обстоятельства в значительной степени определили общ­ность проблематики и подходов средневековой философии христиан­ского и мусульманского мира. Центральными в эту эпоху были про­блема знания и веры и проблема универсалий.

Проблема знания и веры. Использование рациональных методов познания, характерных для античной философии, неизбежно приводи­ло ученых к обнаружению ряда противоречий между результатами научных исследований и положениями религиозных учений, изложен­ными в Откровении. Отсюда и рождается проблема знания и веры, а именно: что выше — истины науки или истины религии?

Проблема универсалий. Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Например, все конкретные лошади, несмотря на множество различий, обладают некой общей «лошадностью», благодаря чему они, собственно говоря, и являются лошадьми. Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях и учения Аристотеля о формах (и мате­рии).

Для Средневековья была характерна следующая постановка про­блемы: существуют ли универсалии самостоятельно (т.е. вне конкретных вещей)? Философы, считавшие универсалии существу­ющими реально (вне и до конкретных вещей, например, в уме Бога), на­зываются реалистами, а признающие существование универсалий только в конкретных вещах и в общих именах1, называющих эти конк­ретные вещи (например, лошадь), — номиналистами. (Подробнее об этом см. с. 239—244.)

1 На латыни слово «имя» — «nomina».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: