Глава 19. ОТ НАУК О ПРИРОДЕ - К НАУКАМ О ДУХЕ
Позитивизм
Термин «позитивизм» образован от фр. «positivism», возникшего на базе латинского «positivus» — «положительный».
В широком смысле слова термин «позитивизм» — это общекультурная установка западноевропейского сознания, сформировавшаяся в Новое время. Особенностью этой установки является направленность сознания на окружающую нас «позитивную» действительность, земной реальный мир, в котором мы живем, а не на «потусторонний», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи (особенно в эпоху Средневековья и в значительной степени еще в эпоху Возрождения). Это «перемещение акцентов» оказало существенное влияние на философию: как на постановку проблем, так и на их решение. Природа, т.е. действительный физический мир, перестает восприниматься как творение и потому как проявление Бога, и познание природы становится средством увеличения могущества человека, а не средством познания Бога. На место понятия «души», как самостоятельной субстанции, дарованной человеку Богом, приходит понятие «сознание», как свойство высокоорганизованной материи.
|
|
В истории философии название «позитивизм» закрепилось как обозначение особого философского направления, которое возникло в 30-е гг. XIX в. и сохранилось до наших дней. Основным предметом исследования в позитивизме является научное познание, его логика и методология.
Предпосылки позитивизма. Возникновение позитивизма было связано с активным развитием науки, и прежде всего естественных наук, в Новое время. Последовательное использование новой мето-
дологии (и в первую очередь — экспериментального метода) привело к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства, — в XVII—XVIII вв. произошла первая промышленная революция. В XIX в. многочисленные технические изобретения широко вошли в повседневный быт людей, значительно изменив его1. Тезис о безграничной мощи человеческого разума, возникший еще в эпоху Просвещения, получил в XIX в. новое подтверждение и обоснование. Причем, если в XVIII в. надежды на улучшения в социальной жизни связывались просто с распространением знаний, с просвещением, то в XIX в. — прежде всего с развитием науки и техники, которые преобразуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи и достижения в области естественных наук привели к тому, что именно позитивное или фактическое знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться.
Позитивизм как философское направление прошел в своем развитии три основных стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм — одно из наиболее авторитетных течений философии конца ХХ-начала XXI вв.
|
|
Таблица 89. Позитивизм: периоды развития
Период | Хронологические рамки | Философы |
Первый — классический | 1830 г.— конец XIX в. | О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер |
Второй — эмпириокритицизм, или махизм | конец XIX-начало XX вв. | Э. Мах Р. Авенариус |
Третий — неопозитивизм, или логический позитивизм | 1920 — 1950/1960 гг. | Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. ван О. Куайн |
Постпозитивизм — лингвистическая философия, аналитическая философия | 1960/1970 гг.— до настоящего времени | К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд |
1 Уже в начале XIX в. территорию Европы и Северной Америки покрыли железные дороги, по морям и океанам поплыли пароходы, в середине века были изобретены фонограф и фотография, а в конце века появился электрический свет, радио, телефон, кино, автомобили, самолеты и т.д.
Таблица 90. Позитивизм: объект исследования и задача философии
Период | Основной объект исследования | Основная задача философии |
Классический | Факты действительности (Конт) и данные самонаблюдения (Милль) | Выведение из фактов действительности их «скрытых причин» — законов природы; разработка логики и научной методологии |
Эмпириокритицизм | Чувственный опыт (поток ощущений, являющихся «нейтральными элементами») | Изучение того, как на базе чувственного опыта идет образование научных понятий, исследование психологии научной деятельности и разработка научной методологии |
Неопозитивизм | Языковые формы и формы мышления | Анализ знания через возможность выражения его в языке; разработка логики и научной методологии |