Первый период — «серебряный век» (1901—1917)

Начало XX в. характеризуется бурным и свободным развитием рус­ской культуры и философии. Философия «всеединства» B.C. Соловье­ва нашла непосредственное развитие в трудах братьев С.Н. и Е.Н. Тру­бецких, но она оказала значительное влияние и на многих других рус­ских философов (Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка и др.) и философствующих литераторов (Мережковского, Розанова, Белого и т.д.).

Одно из центральных мест в философии этого периода по-прежне­му сохраняла проблема судьбы России, которая в это время приобрела преимущественно форму дискуссий «русской идеи». Это понятие, вве­денное Соловьевым в 1887—1888 гг., стало предметом широчайшего обсуждения в кругах русской интеллигенции. В дискуссиях по этому вопросу участвовали Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Вяч. Иванов, Карсавин и многие другие. (Обсуждение этой проблемы далеко вышло за хронологические рамки «серебряного века», оставаясь актуальным для культуры русского зарубежья вплоть до середины XX в.)

Озабоченность судьбой страны, недовольство порядками, существо­вавшими в царской России, и юношеский максимализм заставили мно­гих русских философов в молодости отдать дань увлечению марксиз-

мом (Бердяев, Булгаков, Франк), но уже первая русская революция (1905—1907) отвратила их от социальных революций и материалисти­ческих учений, направив интересы в сторону религиозно-идеалисти­ческих исканий. В этом «повороте сознания» многих представителей тогдашней русской интеллигенции важную роль сыграл П.Б. Струве1, который сам в 1890-е гг. прошел через увлечение марксизмом и пози­тивизмом.

Недовольство консерватизмом русской православной церкви и ее высших иерархов привело к возникновению течения «нового религи­озного сознания», связанного с начавшейся в 1901 г. в Санкт-Петер­бурге деятельностью Религиозно-философских собраний (Мережков­ский, Розанов, Бердяев и др.).

Работы Бердяева и Шестова заложили основы экзистенциализ­ма (или предэкзистенциализма). Франк создал концепцию «живого знания» — обращенную к человеку «философию жизни»; его идеи получили дальнейшее развитие в учении Н.И. Лосского. Христиан­ский неоплатонизм получил новую разработку в работах В.Ф. Эрна. Г.Г. Шпет развивал феноменологию. На базе пришедшего из Визан­тии еще в эпоху Средневековья исихазма в начале XX в. в России возникло такое интересное и своеобразное течение, как «филосо­фия имени» (Флоренский, Булгаков, Лосев, Эрн). В этот же период продолжалось развитие «русского космизма» (Циолковский, Вер­надский).

В период «серебряного века» получает широкое распространение мистицизм в виде теософии Блаватской, а также учения «четвертого пути» Гурджиева и его ученика Успенского.

Особо надо отметить в этот период развитие русского марксизма (учитывая его значение для последующих событий), осуществляемое в работах Плеханова, Богданова (Малиновского)2, Луначарского и Ле­нина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: