Второй — советский — период (1917—1991)

Этот период распадается на два параллельных течения: русская философия в эмиграции (примерно 1917—1950) и собственно «советс­кая философия» в России.

1 П.Б. Струве (1870—1944) — лидер конституционно-демократической партии («кадеты») в России.

2 Богданов, в частности, пытался синтезировать марксизм и позитивизм (эмпирио­критицизм), за что его критиковал Ленин.

Русская философия в эмиграции.

После Октябрьской револю­ции 1917 г. ситуация для развития философии в России значитель­но ухудшилась. Значительная часть выдающихся философов оказа­лась в эмиграции (кто уехал по своему желанию, а кто был выслан и насильно — см. таблицу 123). Каждый из них пережил личную тра­гедию, лишившись родины, друзей и близких, привычного образа жизни и т.д. Но центральной темой философии «русского зарубе­жья» стала трагедия России как общемировая, или трагический урок, который Россия дала миру. С этим было связано дальнейшее обсуждение «русской идеи», особое развитие эта проблема получи­ла в творчестве Ильина и Бердяева. С этим же связано и появление концепции «евразийства», основоположниками которой можно счи­тать Н.С. Трубецкого и Флоровского; свое развитие она получила и в трудах Карсавина. В евразийстве катастрофа, случившаяся в Рос­сии (Октябрьская революция 1917 г.) расценивалась как результат следования России по «западному», или европейскому, пути, совер­шенно не пригодному для России. Евразийцы считали, что Россия, представляющая собой «место встречи» Запада и Востока, создав­шая своеобразный синтез как западной, так и восточной культуры, имеет свой особый путь развития в мире. При этом русская культу­ра опиралась на культуру двух предшествовавших евразийских культур — эллинистическую и византийскую.

Подавляющее большинство русских философов-эмигрантов при­надлежало к различным школам религиозной философии, и практи­чески все они в этот период развивали идеи, основы которых у них сформировались еще в период «серебряного века». Поэтому тема «судьбы России» получила у них различное преломление, но всегда в рамках религиозного (православного) мировоззрения. Для всех них характерно неприятие советской власти и ее деяний, однако в годы Второй мировой войны многие из них заняли патриотическую пози­цию.

Именно в среде философов-эмигрантов впервые началась работа по систематическому исследованию истории русской философии (Зень­ковский, Лосский, Бердяев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: