Сообщение, его содержание и структура

Управлять устремленностью не так-то просто, однако знание того, как проявляется в коммуникации данный феномен — очень важно. Знание дает уверенность, а это вносит гармонию в речевое общение, что во многом и решает успех дела. Руководитель, менеджер, предприниматель, которые и минуты не могут провести без того, чтобы не поговорить с кем-то, долж­ны принимать во внимание все эти нюансы коммуникации.

Здесь, как ни в каких других случаях, следует вспомнить о един­стве формы и содержания. Главное, конечно, содержание. Однако не облеченное в достойную форму, содержание становится блеклым и мало влиятельным. Обратимся к примеру:

Вариант 1

На предприятии «С» формально относятся к организации труда. Потери рабочего времени здесь практически не снижаются. За полгода из-за прогулов, опозданий и по другим причинам потеряны тысячи человеко-дней. Много рабочего времени теряется из-за простоев оборудования. Многие опоздания происходят из-за того, что плохо работает городской транспорт. Не удивительно, что продукция предприятия «С» очень низкого качества.

Вариант 2

На предприятии «Альфа», занимающимся разработкой программного обеспечения, упал уровень дисциплины. Люди часто опаздывают (городской транспорт), уход с работы на 10-15 минут раньше стал нормой. Много рабочего времени теряется из-за постоянных перекуров и «перекусов». Производительность труда снижается.

Задание:

1. Внимательно прочтите сообщение.

2. Подготовьте тезисы своего выступления перед рабочими (студентами в аудитории) по поводу устранения недостатков на предприятии. Продумайте над структурой выступления. Подберите такие слова и выражения, которые бы позволили Вам установить нормальные отношения с аудиторией.

Как изменится структура Вашей речи, если Вам придется выступать по данному вопросу на заседании правления? Какие словарные единицы Вы выберете в этом случае?

Вспомним, что, не отдавая отчета, мы строим свое сообщение по законам речевой коммуникации: а) ситуация; б) реакция на ситуацию; в) побуждение к деятельности.

Очерчивание ситуации. В доходчивой убедительной форме создается картина происходящего. При этом не следует обра­щать внимание на то, что многие из слушающих находятся в курсе дела по поводу ситуации. Выступающий как бы фиксирует события, вкладывая в сообщение свое отношение.

Реакция на ситуацию. Она должна быть лаконичной и по форме напоминать телеграфное сообщение. Психологически приемлемым здесь может быть высказывание озабоченности, пе­реживания, удивления. Такие чувства как негодование или сар­казм уместны только по отношению к лицам, с которыми имеется намерение расстаться.

Побуждение к деятельности. Здесь должна быть конкрет­ность, ясность. В таких случаях от выступающего ждут конкретных рассуждений, советов, рекомендаций.

2. Шкала оценки устного выступления.

С целью совершенствования мастерства устного выступления желательно чаще получать от аудитории обратную связь. Для это рекомендуем использовать шкалу оценки. Вот одна из них.

По каждому пункту выберите соответствующий балл:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: