Диалектика (идеалистическая и материалистическая) представляет систему принципов, законов и категорий. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности.
Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.
Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики: а) принцип всеобщей связи и б) принцип развития.
Существуют и другие принципы диалектики: а) принцип детерминизма; б) принцип противоречивости; в) принцип количественно-качественного развития бытия; г) принцип преемственности; д) принцип необходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии; в ходе более конкретной характеристики связей бытия.
|
|
Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано.
Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, логических образов сознания (мышления). Принцип связи ориентирует на то, что реальные связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи самому бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность определить закономерную связь, закон. Закон в философии – существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия.
Связи бытия характеризуют положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Развитие – это такое движение бытия, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм и приводит к изменению качества, к появлению нового. Принцип развития отражает (охватывает) поступательное – от прошлого через настоящее к будущему — изменение бытия через возникновение нового и отмирание старого, через переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.
|
|
Законы диалектики условно делятся на основные и неосновные. Основные законы раскрываются через несколько категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного) и др.
Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Он раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Основные категории закона: диалектическое тождество, противоречие, несущественные различия, существенные различия, противоположность, борьба противоположностей.
На всех этапах возникновения и разрешения противоречий осуществляется «борьба» противоположностей: вначале как взаимодействие на уровнях диалектического тождества, несущественных и существенных различий, затем – борьба существенных сторон и противоположных сущностей. В общественной жизни необходима особая регуляция проявлением закона, чтобы не допускать обострения противоречий до социальных конфликтов, революций и войн.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает механизм всякого развития на основе взаимодействия количества, качества и меры. Основные понятия закона: количество, качество, мера, скачок. Закон приводит или к уничтожению старого качества, или к такому его видоизменению, которое характеризуется «слиянием» противоположностей. В социальной сфере важным является положение о том, в каких формах и какими средствами осуществляется скачок при замене одного качества другим, старого - новым. Предпочтение сохраняется за эволюционными социальными скачками.
Закон отрицания отрицания раскрывает преемственность и направленность развития через необратимую смену старого новым. Основные категории закона: диалектическое отрицание, преемственность, направленность. Закон характеризует спиралевидность развития, указывает на то, что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и отрицательное. Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» прогрессу, интересам и идеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития при определенной исторической доминанте, которая и дает возможность выделять конкретную направленность исторического процесса.
Категории диалектики – основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.
Категорий диалектики много. Уже рассматривались такие понятия, как «изменение», «движение», «развитие», «связь», «закон», а также категории законов диалектики. Но при изучении диалектики специально рассматриваются так называемые «парные» категории. Они соотносительные, характеризуют с разных сторон развитие и являются основанием формирования других законов диалектики.
Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от проявления в видах бытия можно выделить категории развития, характеризующие материальный и идеальный (духовный) мир. На основании существования сфер (форм) бытия, выделяются категории развития природы, человека и общества. Можно сгруппировать категории диалектики, раскрывающие закономерное, сущностное и случайное, внешнее, поверхностное в развитии.
В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают: проявление принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, назывались выше. Неосновные законы диалектики раскрывают «парные» категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.
|
|
В совокупности они более широко и глубоко раскрывают процесс развития, чем основные законы. Следует подчеркнуть, что все категории диалектики имеют специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия отражают. Если категории, объясняющие процессы связи и развития материального мира имеют объективное содержание и субъективную форму (способ) выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие – субъективны и по содержанию и по форме. Такие понятия, например, как «бог», «ангел», «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух» и другие экспериментально не проверяются и не обосновываются. Они обосновываются логическим путем, через систему формально-логических доказательств и опровержений. Многие из них принимаются на основе веры. Поэтому такие понятия имеют «нулевой» объем, так как реально не существуют материальные явления, которые они отражают.
Категории диалектики выступают своеобразными ступеньками познания и преобразования человеком окружающей действительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностных знаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возможности субъекта в конкретно-творческой деятельности. Категории диалектики как опорные логические формы позволяют формировать мировоззрение, совершенствовать методологическую основу добывания конкретных знаний, их применения на практике.
Таким образом, существует достаточно много учений о связи и развитии бытия. Одно из них – диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий. Диалектика играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую роль для человека и общества, так как представляет собой целостное, системное, концептуальное и стройное учение о бытии.
ТЕМА 5. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
И ГРАНИЦЫ. ЗНАНИЕ И ВЕРА