Диалектика процесса познания

Познавательная деятельность имеет свои источники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодействие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составляет диалектику процесса познания.

а) диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта:

В этом аспекте познание идет от чувственного отражения действительности к логическому отражению и от него в практике.

Чувственное отражение - осуществляется посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, а также организмом человека в целом. Основные его формы: ощущение, восприятие, представление.

Логическое отражение - более сложный способ познания действительности при помощи абстрактного мышления. Его основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика - это целенаправленная предметно-чувствен­ная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Практикой чувственного отражения начинается и практикой завершается каждый полный цикл познания. На практике осуществляется проверка результатов познания, сделанных теоретических обобщений и выводов, а также получение новых фактических данных, переход к новому циклу познания.

б) диалектика процесса познания по отношению к объекту:

Данный аспект уточняет, как идет движение мысли в глубь объекта, к его скрытым свойствам и отношениям: мысль чело­века бесконечно углубляется от познания формы к познанию содержания, от случайного к необходимому, от явления к сущности, от сущ­ности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца, к самой глубокой сущности – закону. Каждая из постигнутых сущностей высту­пает основой для познания сущности других предметов и явлений.

Нельзя, например, проникнуть в сущность предмета не познав то, чем и как он нам является. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее ус­тойчивые и закономерные стороны бытия. Она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития пред­мета. Явление характеризует внешнее, непосредственное об­наружение сущности, способ ее проявления.

Явление дается человеку в его ощущениях, восприятиях и представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами вначале как совокупность яв­лений - внешних признаков (цвет, запах, звук, вкус, форма, состояние, поло­жение в пространстве, наблюдаемые изменения во времени и т.п.).

Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Ее познание требу­ет от субъекта серьезных усилий. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные возможности человека ограничены характеристиками его чувствования и интеллекта, самим циклом жизни. Вечен и сам про­цесс развития каждого объекта и всего мира.

в) диалектика процесса познания по отношению к субъекту:

Данный аспект раскрывает смену форм познания, соотноше­ние конкретного и абстрактного в развитии знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли, к теории, а затем снова – к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необходимо временно уходить от него в область абстрактных образов. Но новый цикл «чувственное отражение - абстрактное мышление – практика» возвращает нас к объекту познания, ведет к всестороннему и конкретному знанию о нем.

Таким образом, познание является сложным диалектическим процессом, осуществляемым в чувственных и логических формах, на основе практики. Целью познания является обоснование истины. Познание осуществляется не только в формах чувственного и абстрактно-логического этапов, но также в формах иррационального и постижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: