Принципы диалектики

Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы диалектики.

Диалектика как наука - это сложная система. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории, связанные разнообразными связями. Центральной идеей диалектики является мысль о единстве и борьбе противоположностей и единстве всего сущего. Таким образом диалектика — это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления. Объективная диалектика - это диалектика самой действительности, т.е. это движение и развитие в самом материальном мире как в едином и взаимосвязанном целом.

Субъективная диалектика - это диалектика мышления, ее субъективность заключается в том, что она отражается в сознании человека в формах человеческого мышления, т.е. в понятиях, суждениях и умозаключениях. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, а объективная - первична, поскольку субъективная есть отражение объективной, поскольку она совпадает с ней по содержанию, и та и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам. Важными элементами диалектики являются ее принципы.

Принцип (начало, основа) — фундаментальное теоретическое положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наи­более существенные характеристики реальной действительно­сти и являющееся одновременно системой определенных ме­тодологических требований (правил, норм, предписаний), ре­гулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются: принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детер­минизма и др.

Основными принципами диалектики являются:

- принцип всеобщей связи;

- принцип развития;

- принцип системности;

- принцип причинности;

- принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внут­реннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его ком­понентов, предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

- внешние и внутренние;

- непосредственные и опосредованные;

- генетические и функциональные;

- пространственные и временные;

- случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Существенные связи — устойчивые, глубинные связи, определяю­щие специфику данного явления. Закономерные связи — законы, ха­рактеризуют необходимую связь явлений, ход их развития.

Универсальность принципа развития является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количествен­ное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития ле­жит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойствен­ных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старо­го к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высше­му, более совершенному), так и элементы регресса.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает дру­гую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обуслов­лены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. При­чина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом имену­ются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

- вечность, неуничтожимость истории, мира;

- его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и зако­ны диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бес­конечном развитии.

Принцип системности: системность означает, что многие связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуя целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Историзм подразумевает 2 аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимось истории, мира и его существования и развития во времени, которое длится бесконечно.

Наиболее важными являются два принципа. Это принцип развития и принцип всеобщей связи. Принцип всеобщей связи: в первую очередь, диалектика оперирует понятием связи под которой понимается взаимозависимость вещей и процессов окружающего мира. Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир. В качестве примера можно назвать пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические связи.

Проводя классификацию связей важно отметить, что они часто носят соотносительный характер:

1. Внешние и внутренние (наиболее распространенный вид связи);

2. Непосредственные и опосредованные;

3. Генетические и функциональные;

4. Случайные и закономерные;

5. Временные и постоянные;

Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается.

Важным в диалектике является понятие взаимодействии, которое служит для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. Обобщенно взаимосвязь и обусловленность явлений выражается в принципе детерминизма.

Детерминизм в широком смысле слова – такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений, которая основывается на причинности и закономерности). Длительное время в философии господствовал механистический детерминизм, базировавшийся на понимании связи как однозначной (т.е. необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность исключалась из рассмотрения, считалась несущественной.

Для механистического детерминизма характерно очень жесткое понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающие во внимание вероятностный статистической формы закономерности. Особенность механистического детерминизма состоит в том, что детерминация рассматривалась как вызванная внешними причинами (условиями). Все процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими действие извне.

Согласно диалектико-материалистической концепции детерминация причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, т.е. необходимым образом. Эта связь может носить статистический вероятностный характер. Статистическая детерминизация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив, кроме этого эта детерминация включает в себя и случайность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: