Цивилизационная концепция общественно-исторического процесса

Цивилизация – (от лат. гражданский, государственный) означает особое состояние общества или человечества. Категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь во второй половине XVIII века. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственности и права при наличии высокой степени общественного разделения труда.

Цивилизация – это сложное общество или мировое планетарное сообщество с присущими им экономическими, политическими, правовыми, нравственными, духовными и иными процессами. В Древней Греции более развитыми (цивилизованными) обществами считались народы, которые объединены городом-полисом, богаты, имеют гражданство, армию, территорию, право, науку, образование и т. п. Народы, не имеющие таких признаков, считались варварами. Поликонфессиальность и рабство признавались как должное и не выступали ни признаками варварства, ни цивилизованности.

Сегодня понятие «цивилизация», отражающее культурно-исторический процесс, употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, цивилизация есть понятие, тождественное понятию «культура». Признаками цивилизации как культуры или культуры как цивилизации являются: письменность, государственность, право, материальное изобилие (достаток), классовая система, крупное строительство, архитектура, театр, литература, армия и др. Такое смысловое значение термина «цивилизация» применяется в основном к древним, а часто – к архаическим обществам.

Во-вторых, цивилизация означает особую характеристику способа и содержания жизни этноса. Признаками этнической цивилизации (культуры) выступают: национальный язык, национальное самосознание, национальная психология, единое хозяйство, территория, государственность, особенности верований, быт и др. Обычно цивилизациями называются более развитые этнические культуры.

В-третьих, цивилизация характеризует более высокий уровень развития культуры общества. Цивилизованными сегодня считаются общества (государства), в которых развита индустрия, сельское хозяйство, финансовая деятельность, государственность и право, а также транспорт и связь. Такое понимание цивилизации не означает идеального, гармонично развитого общества. И в цивилизованном обществе существует много острых внутренних проблем, ему присущи многие негативные признаки общечеловеческого характера: глобальные проблемы, агрессивность части населения, крайний индивидуализм и эгоизм и т. п.

Характерно, что О. Шпенглер считал цивилизацией кризисное состояние европейской культуры в конце XIX – начале ХХ веков. Многие признаки цивилизации, как ее определил О. Шпенглер, сохранились и сегодня: культ денег, бюрократическое государство, деградация нравственности, рост мегаполисов, подавление свободы человека техникой, его одиночество и др.

Существуют и другие смысловые значения термина «цивилизация».

В соответствии с выделенными аспектами анализа, цивилизация представляет собой:

В онтологическом плане - определенное состояние жизни людей, их способ и содержание жизни, часто более высоко развитые, чем в других обществах.

В функциональном плане - развитие общества, в процессе которого возникают, совершенствуются и утверждаются признаки культуры: производящее хозяйство, письменность, государственность, право, мораль, религия, социальные институты и т.д. Цивилизации возникают и умирают по мере способности их носителей (конкретных народов, сообществ) сохранять себя в истории.

В аксиологическом плане - качественные характеристики достигнутого уровня развития конкретного общества, значимые для него как культурные или более культурные понятия. «Планетарная цивилизация» выражает обобщенную характеристику человечества в соотношении с возможными космическими цивилизациями. Но признаки и содержание, ценностное значение цивилизации ближе всего к ценностям культуры. К основным принципам цивилизационного анализа исторического процесса можно отнести: более высокий этап в развитии этноса; мера самореализации личности; письменность и грамотность населения; духовность; развитие науки и техники; правовое регулирование деятельности государства и общества; демократизм и др.

Особенностью современного периода является устойчивая интеграционная динамика различных цивилизаций и формирование на их основе надгосударственной и наднациональной мировой цивилизации с локальным сохранением специфических черт и особенностей, присущих ее частям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: