МАРИУПОЛЬ 2007
Содержание
Тема 1. Введение стр. 1-8
Тема 2. Инновационная сфера и основные её составляющие стр. 9-19
Тема 3. Инновационный проект и показатели эффективности стр.19-29
Тема 4. Технико-экономическая характеристика
Организационно-правовых форм инновационной деятельности стр.30-44
Тема 1. Введение
1.Необходимость данного курса. Источники развития.
2.Предмет и задачи курса.
3.Правовая и методологическая основа.
4.Ключевые понятия и определения.
5.Состояние инновационной деятельности и передовой опыт.
6.Основные принципы организации инновационной деятельности.
7.Материальная база научно-технической сферы и её особенности.
8.Литературные источники.
Тема 2. Инновационная сфера и её основные составляющие.
1. Ключевые понятия и определения.
2. Основные факторы инновационной сферы и их взаимодействие.
3. Классификация инноваций.
4. Технико-экономическая характеристика основных этапов инновационного процесса.
|
|
5. Организационные формы инновационной деятельности.
Тема 3. Инновационный проект и показатели эффективности.
3.1 Основные этапы создания проекта и их содержание.
3.2 Показатели эффективности.
3.3 Основные составляющие, входящие в состав результатов и затрат инновационного проекта.
3.4 Критерии выбора альтернативы.
3.5 Оценка социальных последствий инновационного проекта.
3.6 Схема расчета балльной оценки инновационного проекта.
3.7 Способы учета неопределенности и риски.
Тема 4. Технико-экономическая характеристика организационно-правовых форм инновационной деятельности.
1. Правовая основа.
2. Действующие организационно-правовые формы инновационной деятельности.
3. Новые формы организационной деятельности.
4. Формы государственной поддержки научной деятельности.
Экономика и организация инновационной деятельности
Тема 1. Введение.
1.Необходимость данного курса. Источники развития.
2.Предмет и задачи курса.
3.Правовая и методологическая основа.
4.Ключевые понятия и определения.
5.Состояние инновационной деятельности и передовой опыт.
6.Основные принципы организации инновационной деятельности.
7.Материальная база научно-технической сферы и её особенности.
8.Литературные источники.
Цель и задачи курса:
1) усвоение студентами-бакалаврами инновационной политики фирмы и государства, основных принципов её организации и внедрения;
2) усвоение ключевых понятий – инновация, нововведение, инновационная сфера, инновационный проект (программа) и др. [2, 3, 4];
3) освоение новых организационных форм инновационной деятельности – технопарковые структуры, технополисы, инжиниринговые и консалтинговые фирмы.
|
|
4) изучение технико-экономических характеристик основных составляющих инновационной сферы-рынка новшеств, рынка инвестиций и рынка нововведений.
5)изучение характеристик основных этапов инновационного процесса и последовательности.
6) изучение особенностей расчета технико-экономических показателей в условиях инфляции, риска и неопределенности [1, 3, 6];
7) определение показателей эффективности инновационного проекта и их анализ и экспертиза (т.е. составление бизнес-плана и мониторинг инновационного проекта программы;
8) изучение особенностей планирования затрат на научно-техническую продукцию и на внедрение инноваций в производство;
9) изучение форм государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности;
10) изучение особенностей ценообразования.
Опыт экономического развития общества, в т.ч. Запада и источники роста экономики промышленно развитых стран.
История развития общества, в т.ч. Запада показывает, что существует два альтернативных вида источников экономического роста:
1) увеличение количества вводимых ресурсов (капитала, рабочей силы, земельных угодий) и развитие технических знаний на основе традиционной технологии и предпринимательства;
2) внедрение новых и более совершенных методов производства, т.е. внедрение новых машин, оборудования, технологий и методов организации производства (инновационное предпринимательство).
Опыт развитых стран показал, что рост реальных доходов на душу населения определяют инновационные средства: за 100 лет (1870 – 1970 гг.), доходы возросли в США - в 8 раз, в Японии более 20 раз, в Германии в 10 раз, в Финляндии – 12 раз; во Франции — 8,4 раза.
Что обеспечило рост экономики?
Основные факторы роста:
существенный рост основных производственных фондов или физического капитала. Например, стоимость ОПФ США достигла 9,5 трл. долл.
Существенно возросла фондоотдача и фондовооруженность труда и структура капитала.
Работники, вооруженные более современной техникой производят больше, относительно других стран товарной продукции. Например, средний ежегодный темп прироста за 100 лет составил в США – 3,5%, Японии – 3,8%, Германии – 2,4 %. Рост ВВП за 100 лет (1985 к 1870 гг.) США – 50,4 раза; Япония –73,4 раза; Германия – 15,6 раза, Канада – 61 раза. Доходы на душу населения в США составляли 1502 доллара в год, а в 1985 г. – 12119 долл./чел.
Сейчас они выше 1985г в 3–4 раза (36000–48000 долл.). О динамике доходов в странах СНГ говорить пока рано. Переходный период не даёт позитива.
Повышение эффективности производства и качества жизни обусловлено как применением старых технологий, так и внедрением более современных способов производства, которые дают большую отдачу
Анализ этих направлений показывает, что отдача от новых способов производства и технологии выше. Следовательно, затраты на образование, научную сферу, в новое оборудование являются сегодня важными производственными факторами. Начальной стадией любого инновационного процесса являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Первоисточником этих разработок являются проф. образование, знания и опыт.
Следовательно, затраты в научную (инновационную) сферу являются первоначальным вкладом (инвестициями) в будущее развитие страны. Чем больше инвестиций в проф. образование, науку и новую технику сегодня, тем выше отдача будет в будущем.
Таким образом, новые способы производства создают конкурентные преимущества инвесторам и рост экономики.
Поэтому в развитых странах ставка делается на развитие человеческого и физического капитала (отдача выше) Однако соединить знания и практику не просто: нужно знать способы и иметь достаточный капитал и правовую основу. Эти организационно-хозяйственные проблемы решены пока только в развитых странах Запада, которые имеют более значительные научно-технические, финансовые и материальные средства производства. Таким образом, рост знаний и образования является ведущим фактором экономического роста развитых стран. Научная область (инновационная сфера) несмотря на её важность, остается мало изученной. Тем не менее, основной вопрос: чем определяются важнейшие достижения в области знаний? Ясен! Во-первых, числом открытий и изобретений! Изобретения и нововведения – это два главных направления в науке, определяющие экономический потенциал страны.
|
|
Результатом изобретения являются новые знания. Нововведение-это замена и совершенствование существующих методов производства и знаний. Такое различие не носит абсолютного антагонистического характера. Оба эти направления дополняют и развивают друг друга. Самые крупные изменения в научно-технических знаниях связаны с крупными изобретениями. Наиболее важным в прогрессе экономического роста было открытие способов получения большого количества электрической и тепловой энергии, развитие транспорта и связи.
Научно-технический прогресс (НТП) заменил физический труд людей и работу малопроизводительных механизмов, улучшил бытовые условия жизни и обеспечил прогресс во всех отраслях производства и социально-экономической сфере. Другим важным прорывом в технике были телеграф, радио, телефон, телевидение, вычислительная и бытовая техника, микропроцессоры и компьютерная техника и технология.
Во-вторых, для того, чтобы техника и изделия могли появиться на рынке и у потребителя, от прикладной науки требовалось воплотить экспериментальные результаты науки в технологию массового производства. Все эти достижения прикладной науки опирались на достигнутый ранее (десятки лет назад) наукой прогресс в понимании природных процессов. То есть, новые знания, наука и техника являются новой движущей силой, преобразующей способ производства, социальную сферу и, наконец, качество жизни каждого!
|
|
Таким образом, знания являются важным производственным фактором!
Размышляя о техническом и социально-экономическом прогрессе в науке и производстве не следует упускать из виду достижения в сельском хозяйстве и в социальной сфере.
Экономический рост не возможен без технического прогресса в сельском хозяйстве! О динамике прогресса стран Запада можно судить по темпам роста объёма производства продукции сельского хозяйства: если 100 лет назад (в 1870 г.) сельское хозяйство обеспечивало в достаточной степени только свои потребности, т.е. семью фермера (тогда ещё индустриализация была невозможна). В результате внедрения новых технологий в животноводстве, растениеводстве, агрономии резко возросла продуктивность сельского хозяйства.
Рост производительности в сельском хозяйстве обязан большей частью промышленному развитию, то есть обновлению машин и механизмов.
Один из способов измерения технического прогресса в сельском хозяйстве – определение доли населения, которая должна быть занята в сельском хозяйстве для того, чтобы обеспечить население страны продуктами питания. В 1985 году только 2% рабочей силы США было занято в сельском хозяйстве, а 100 лет назад в сельском хозяйстве было занято 70% рабочей силы (т.е. большая часть населения работала в сельском хозяйстве на самого себя).
Следовательно, воплощение знаний в капитале имеет решающее значение в экономическом росте. Источником роста являются изобретения и нововведения.
Однако они оказывают влияние на рост в том случае, если воплощены в физический и человеческий капитал. То есть после того, как инженеры внедрят новшества в производство, необходимы инвестиции в новое оборудование. Опыт СССР: изобретений было много, но средств на их внедрение всегда не хватало.
Мотивацией изобретений и нововведений является прибыль, любопытство, престиж, дефицит трудовых ресурсов, экология, качество жизни.
Одни нововведения сделаны по изобретениям учёных, работающих в университетах, НИИ и научных подразделениях НПО, другие нововведения сделаны работниками фирм промышленности, т. е. специалистами.
Факторами мотивации являются престиж, прибыль, улучшение условий труда, сокращение издержек, улучшение экологии и др.
Опыт показывает: наибольший экономический эффект дают радикальные новшества, которые внедряют крупные научные коллективы: университеты, НИИ и НПО.
Новые предприятия, как правило, имеют более высокие затраты, но выигрывают в сроках внедрения.
Основными структурами, которые проводят инновационную деятельность, являются:
1) академические институты и вузы, занимающиеся фундаментальными исследованиями и поиском новых направлений развития науки.
2) отраслевые институты, которые выполняют прикладные исследования и разработки, т.е. внедряют новые технологии в производство.
3) проектно-конструкторские и технологические институты и бюро, которые внедряют новые технологии в проекты и сметно-финансовые расчеты.
4) строительно-монтажные, пуско-наладочные организации, которые выполняют проектные решения.
Большую роль во внедрении новшеств играют учебные институты и университеты, посреднические структуры (инициативные группы и общества):
1. информационные фирмы и компании, институты технико-экономической информации;
2. патентно-лицензионные службы предприятий и Госкомитет по патентоведению;
3. консалтинговые и инвестиционные фирмы
4. инжиниринговые фирмы;
5. научно-исследовательские лаборатории и отделы, учебные кафедры институтов и университетов;
6. технические библиотеки и банки данных;
7. автоматизированные системы.
Самой распространённой законченной формой организации инновационной деятельности являются научно-производственные объединения типа концерн «Азовмаш». Здесь создают новшества (новые конструкции, машины и механизмы), проектируют и создают образцы, их испытывают, организуют производство, сбыт и даже сервисное обслуживание, (вагоностроение, цистерностроение, производство металлургического оборудования). Длительность таких процессов составляет годы. По примеру западных стран сейчас создаются новые организационные структуры для инновационной деятельности: научные центры, технопарки, инкубаторы, технологические полисы и.т.п. [2, 3, 4, 6].
Мотивация НИР: рост прибыли, повышение имиджа и престижа фирмы, любознательность, выявление внутренних резервов снижения издержек производства, улучшение экологии и качества жизни. Они применительны к продуктопроизводящим технологическим инновациям.
Инновации считаются существенными, если они внедрены на рынке или в производственном процессе.
Поэтому существенными считаются рыночные и технологические инновации, продуктовые и процессные.
Классификация инноваций.
Инновации классифицируют по ряду признаков:
1. по степени радикальности;
2. по характеру применения (продуктовые, технологические, социальные);
3. по стимулу появления, по источнику возникновения (рыночные, обусловленные демографией, социально-экономические);
4. по роли и масштабу;
5. по источникам финансирования [3].
Классификация инноваций.
1. по области применения: управленческие, организационные, социальные, промышленные;
2. по способу возникновения: научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные;
3. по темпу осуществления: быстрые, замедленные, нарастающие, затухающие, равномерные.
4. по степени интенсивности: равномерные, массовые, слабые;
5. по масштабу: региональные, крупные, средние, мелкие;
6. по результативности: высокие, низкие, стабильные;
7. по виду эффективности: экономические, социальные, экологические.
Вся методология и классификация инновационной деятельности базируется на передовом опыте и международных стандартах (Осло 1992г.) [6].
Тема 2. Инновационная сфера и основные составляющие.
1. Ключевые понятия и определения.
2. Основные факторы инновационной сферы и их взаимодействие.
3. Классификация инноваций.
4. Технико-экономическая характеристика основных этапов инновационного процесса
5. Организационные формы инновационной деятельности.