Ключевые понятия и определения

1. Понятие нововведение означает прогрессивное новшество, задействованное в производство, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей её.

1.1. Слово «инновация» и «нововведение» по смыслу идентичны.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате научного исследования, качественно отличный от предшествующего аналога.

Таким образом, инновация это комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения определенных потребностей.

2. Инновационный процесс это совокупность научно- технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений [4, 6].

3. Период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

Инновация имеет чёткую направленность на конечный результат, прежде всего, прикладного характера (т.е. научно-технического). Инновация в своём развитии меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения (технологии, продукция).

Протекание инновационного процесса обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Применение на практике того или иного варианта организации инновационного процесса определяют три фактора:

1. Состояние внешней среды (тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственного регулирования, т.е. тип системы управления ресурсами: централизованное или децентрализованное);

2. Состояние внутренней среды (финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, организационная структура фирмы (компании)).

3. Специфика или тип самого инновационного процесса (последовательный, параллельный, комбинированный), т. е. на основе внутренней или внешней кооперации технологических звеньев фирмы.

Инновационные процессы охватывают научно-техническую, производственную и маркетинговую деятельность производителей и ориентированы на удовлетворение потребностей рынка, они имеют сложные хозяйственно-производственные связи.

Главное условие успеха нововведения это наличие генератора идей, новатора-энтузиаста и капитала.

Обычно это человек, обладающий энергией и стремлением довести свою идею до практических результатов. Кроме новшества, т.е. знаний нужен капитал и время, с помощью которых идеи будут превращены в физический или человеческий капитал и массовое производство.

Основными факторами инновационной деятельности являются изобретения и новшества, инвестиции (затраты на производство и накопление средств и увеличение материальных запасов) и нововведения (новая техника и технология) реформируют (преобразуют) способ производства и отрасли, качество жизни.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции – рынок капитала, нововведения – рынок чистой конкуренции. Эти три составляющие образуют сферу инновационной деятельности (рис.1).

Рынок новшеств (новаций) 1) НИР и ОКР (исслед.) 2) Изобретения 3) Открытия 4) Разработки

Инновационная сфера

 
 


Рынок чистой конкуренции нововведений Рынок капитала (инвестиций) 1. Банки 2. Биржи 3. Аукцион 4. Инвест.фирмы

1.Новая технология, продукция и услуги

2. Лицензии, полезные модели, опытные образцы

3.Товарные знаки

Рис. 2.1 Инновационная сфера и ее составляющие

Таким образом, инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инновационных предпринимателей (фирм), инвесторов и новаторов, обеспечивающих выпуск и реализацию конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

В теории и практике нет единого подхода к составу этапов инновационного процесса [3, 4, 6].

В методологии комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), которая используется в странах СНГ, предусматривается следующие четыре стадии ЖЦ (жизненного цикла) продукта:

1. исследование и разработка;

2. изготовление;

3. обращение и реализация;

4. эксплуатация и потребление

Международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта делится на более мелкие этапы (12 фаз):

· маркетинг, т. е поиск и изучение;

· проектирование или разработка технологических требований к товару (или технологии);

· разработка продукции;

· материально-техническое снабжение;

· подготовка и разработка производственных процессов;

· производство;

· контроль и, проведение испытаний и обследований;

· упаковка и хранение товара;

· реализация и распределение продукции;

· монтаж и эксплуатация;

· техническая помощь и сервисное обслуживание;

· утилизация продукции после использования.

Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации.

Поэтому в литературе используется упрощенные модели, охватывающие главные этапы инновационного процесса (цикла).

Основные составляющие инновационной сферы:

1. Рынок новшеств (новаций).

Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат, т.е. продукт интеллектуальной деятельности. На нее распространяются авторские и корпоративные права в соответствии с законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать:

1) научно-исследовательскую деятельность;

2) научно-техническую деятельность;

3) экспериментальные или опытно – конструкторские разработки;

Научно – исследовательская деятельность направлена на поиск, получение, распространение и применение новых знаний. Она включает фундаментальные научные исследования (экспериментальная и теоретическая деятельность).

Прикладные научные исследования направлены на достижение результатов и решение конкретных задач, т. е. внедрение новшества в конкретное производство (отрасль).

Экспериментальные работы – создание модели, образца.

Кто формирует рынок новшеств? Его формируют научные организации, академии, институты, вузы (в том числе кафедры), научные центры, объединение научных работников, научно-исследовательские подразделения, коммерческие организации, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы, т.е. юридические лица.

Классификация инноваций и инновационных процессов представлена ниже. При укрупненной группировке их можно свести к двум видам. Принято различать инновации, вызванные нуждами потребителей (рынка), они составляют 70-75 % от их общего объёма и инноваций, второй вид – это новшества, которые инициируются научно-техническими результатами, полученными при проведении НИОКР.

Особо следует выделить радикальные (базовые) инновации. Они играют решающую роль в промышленности.

Таких инноваций не много, но они коренным образом изменили промышленное производство, качество жизни и производительность общественного труда. К ним относят: 1) распространение паровых (силовых) машин; 2) развитие ж/д транспорта; 3) развитие электроэнергетики и автомобилестроения;
4) развитие микропроцессорной техники. 5) развитие электроники.

Инвестиции в сфере финансовых услуг направлены на усовершенствование системы платежей, обмена и обработки финансовой информации. Они инициируются рыночным давлением и стимулируются требованиями регулирующих органов. 6) инновации в информатике дают новые формы обучения (дистанционное) и труда. В США значительная часть служащих работает дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: