Перечень налогов, взимаемых на территории РФ

Налоговый кодекс РФ – единый законодательный акт прямого действия, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в РФ.

В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах. Она объединяет семь разделов, составляющих основу всей налоговой системы.

Вторая часть НК РФ состоит из четырех разделов («Федеральные налоги», «Специальные налоговые режимы», «Региональные налоги и сборы», «Местные налоги»), посвященных конкретным налогам.

В соответствии с НК РФ налоги и сборы РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам относятся:

· Налог на добавленную стоимость (НДС).

· Акцизы.

· Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

· Единый социальный налог (ЕСН).

· Налог на прибыль организаций.

· Налог на добычу полезных ископаемых.

· Водный налог.

· Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

· Государственная пошлина.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ): налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. К региональным налогам относятся:

· Налог на имущество организаций.

· Транспортный налог.

· Налог на игорный бизнес.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными актами законодательных органов муниципальных образований о налогах. К местным налогам относятся:

· Земельный налог.

· Налог на имущество физических лиц.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ. Особые налоговые полномочия в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

В НК РФ, в редакции от 1 января 2006 г., значатся налоги и сборы общим количеством 14.

В перечне налоговых платежей отсутствуют таможенные пошлины и иные таможенные платежи, так как они регулируются ТК РФ. С 2005 г. они относятся к неналоговым доходам бюджета и входят в статью «доходы от ВЭД».

С 1996 г. перечень налогов РФ является закрытым. Никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.

В 1994–1996 гг. в соответствии с указом Президента РФ № 2268 от 22 декабря 1993 г. органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имели право вводить на своей территории практически любые налоги сверх установленного перечня. В результате стало быстро расти число действующих в России налогов. По оценкам экспертов, их количество к 1996 г. достигло 200.

Налоговая «свобода» привела к ухудшению налогового климата. Большинство местных налогов относилось к числу «раздражающих» и не оправдывало даже затраты на их сбор. В некоторых регионах были созданы весьма специфичные налоговые системы, основанные на «дублировании» федеральных налогов.

В условиях налоговой «свободы» в ряде регионов появились различные «целевые» налоги и сборы, предназначенные для субсидирования тех или иных отраслей экономики (в основном сельского хозяйства). Наиболее же тревожным явлением стало широкое распространение налогов и сборов на ввоз или вывоз товаров, что нарушало ст. 74 Конституции РФ, запрещавшую введение внутри страны любых ограничений на перемещение товаров, услуг и финансовых средств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: