Особенности поведения и специфика общения детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста (до 6-7 лет) характерна любознательность, стремление познавать и объяснять окружающий мир, что проявляется в детских вопросах. Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов. Достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Главное - чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались не замеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны взрослого. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его поступка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения. Здесь опять же для поддержания стремления «быть хорошим» более полезным окажется поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.

Для дошкольника сверстники выступают носителями конкретных норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. Здесь закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Входя в контакт друг с другом, дошкольники оценивают не столько личность партнера по игре, сколько его поступки: поделился игрушкой - "добрый", не поделился - "жадина". Отношения к сверстнику и взрослому могут изменяться несколько раз в течение дня. Симпатии и антипатии дошкольников обусловлены тем, в какой степени дети или взрослые, с которыми они взаимодействуют или играют, соответствуют их эталону, который формируется на основе оценок окружающих его взрослых и взаимных оценок сверстников.

При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются взрослые, можно выделить две группы трудностей в общении, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение с детьми.

Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Им трудно слушать взрослого - они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Стремление к самостоятельным действиям («я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, но не считать нужным для себя соблюдать эти правила. Таких детей необходимо обеспечить на время поездки какой-либо деятельностью (рисование, настольные игры, прослушивание сказки и т.п.)

Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ничем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. Они спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают все правила поведения. Однако их покорность и неумение постоять за себя могут вызывать конфликты в детской среде и создавать дополнительные проблемы в пути следования. Необходимо не оставлять таких детей без внимания и поддержать их и защитить, если потребуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: