Специфика общения с детьми и подростками в зависимости от их индивидуальных особенностей

Сравнивая детей, можно заметить, что каждый ребёнок уже с рождения индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от темперамента. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным.

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать ребенка, эффективнее общаться с ним и воздействовать на него. В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но, все же, преобладает один тип. Рассмотрим их подробнее.

Ребенок – сангвиник. Его отличительными чертами являются: выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но ребёнок быстро утешается, не злопамятен. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать ребёнка то, что он не захочет сам. Поэтому нужно убедить его в важности и необходимости этого действия. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Поэтому проследите, чтобы требование было выполнено. Ребёнок склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве). Поэтому сангвиник – это Ваш будущий помощник в установлении порядка в вагоне, если он будет на Вашей стороне.

Ребенок – холерик. Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; у него выразительная мимика. Основное настроение - жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; он может быть несдержан. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам на него со стороны других детей: ребёнок много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. При общении с маленьким холериком от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Старайтесь предугадать действия ребенка, если они таят в себе опасность, необходимо остановить его, объяснить ему, к чему может привести его поступок. В вагоне должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Делать замечание, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других детях, это может озлобить ребенка и усилить агрессивные реакции.

Ребенок – меланхолик. Ребёнок-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. С трудом включается в игры других детей, робок с чужими, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого ребёнка часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречаются именно у меланхоликов. Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей. При общении с таким ребёнком главное – такт и терпение. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Любое замечание может привести ребёнка в отчаяние. Поэтому Вам необходимо постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите ребёнка за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь.

Ребёнок – флегматик. Ребёнок-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вам нужно, чтобы он выполнил какое-то действие, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно действовать и реагировать, не торопите, лучше выделите побольше времени. Ребёнок-флегматик не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать, не утомляясь. Главное - не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Поэтому взрослому несложно влиять на этого ребёнка, если он пользуется его доверием и обладает достаточным авторитетом.

Специфика взаимодействия работника поездной бригады с детьми – «непоседами»!

Большинство взрослых не знает, как правильно себя вести с детьми – «непоседами». И, правда, это достаточно трудно и далеко не каждый справиться с этой ситуацией правильно. Ниже приведены несколько «золотых» правил, которые должен знать каждый проводник!

Правило 1. В самом начале поездки нужно сразу объяснить «ребенку – непоседе», как следует себя вести, чтобы потом избежать различных неприятных ситуаций.

Правило 2. Все требования, предъявляемые Вами, должны быть четко выраженными, и, кроме того, выполнимыми. Поощряйте ребёнка за соблюдение правил, в случае их несоблюдения обратитесь за помощью к руководителю группы.

Правило 3. Не следует заставлять ребенка давать обещания, которые он заведомо не сможет выполнить, кроме того, не нужно принуждать «ребенка-непоседу» извиняться. Поставьте ребенку определенную задачу: выполнить требование, которое Вы предъявили, например, убирать мусор со столика, и проследите, чтобы это требование постоянно выполнялось. При необходимости повторите его спокойно, но достаточно твёрдо. Если ребенок не выполняет это правило, то обратитесь к сопровождающему взрослому.

Правило 4. Поощряйте ребёнка за правильные действия, а на промахах не «заостряйте» внимания, просто скажите, что если бы он постарался еще лучше, то у него это непременно бы вышло.

Правило 5. Будьте рядом, если нужно поддержать ребёнка. Например, он нечаянно рассыпал конфеты или печенье и другие дети стали подсмеиваться над ним. Объясните им, что в такую ситуацию может попасть каждый, поэтому нужно помочь собрать то, что рассыпано, и успокоить попавшего в неловкое положение.

Правило 6. В любой ситуации оставайтесь спокойными и помните, что если вы потеряли свое хладнокровие, то вы потеряли свое преимущество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: